Условием залога здоровья нации является формирование ценностного отношения к здоровью среди детей школьного возраста, но как показало исследование теоретических основ данного вопроса, осуществление работы в рамках указанного направления широко освещено лишь в свете такого аспекта, как формирование потребности в двигательной активности, однако в меньшей степени затрагивает проблемы формирования культурно-гигиенических представлений школьников, формирования культуры правильного питания, полезных привычек, соблюдения режимных моментов, а также основ представлений об особенностях развития организма в целом. В текущем периоде в практикоориентированной деятельности по-прежнему сохраняется фрагментарное понимание такого феномена, как «здоровье», отсутствует системный подход к формированию основ здорового образа жизни у школьников.
Необходимость решения указанной проблемы именно в младшем школьном возрасте обусловлена спецификой психо-эмоционального и физического развития детей в данном возрасте. С одной стороны, в данном периоде у детей отсутствует реальная потребность в осознанном сохранении своего здоровья, но, с другой стороны, он является наиболее благоприятным для формирования соответствующих навыков, и поэтому образовательная организация должна занимать особое место в жизни ребенка, выступая образцом здорового образа жизни и проводником в мир здоровья.
Вместе с тем, проведенный обзор психолого-педагогической литературы позволил установить недостаточную методическую обеспеченность использования викторин как средства формирования представлений здорового образа жизни в рамках внеурочной деятельности. Несмотря на необходимость формирования основ здорового образа жизни у обучающихся, сохраняется противоречие между методической разработанностью формирования основ здорового образа жизни младших школьников во внеурочной деятельности и методической разработанностью формирования основ здорового образа жизни у младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
Учитывая психолого-педагогические особенности формирования основ здорового образа жизни у младших школьников, а также оценив потенциал внеурочной деятельности как особой формы организации занятий школьников, были определены условия организации работы по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников: занятия должны быть организованы при соблюдении принципов гуманизма, целостности образа мира, интегративности, развивающего обучения, учета индивидуальности, интереса и увлеченности, единства эмоционального и сознательного; должна быть разработана система мероприятий по формированию основ здорового образа жизни во внеурочной деятельности; занятия должны проводится по следующим направлениям: расширение представлений детей о составляющих здорового образа жизни, формирование гигиенических навыков младших школьников; расширений знаний обучающихся о строении организма человека; закрепление знаний детей о режиме дня, формирование устойчивого негативного восприятия разрушающих факторов.
Изучение особенностей процесса формирования основ здорового образа жизни у младших школьников осуществлялось в три этапа.
На первом этапе был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось выявление начального уровня сформированности основ здорового образа жизни детей.
Следующий этап был посвящен решению задач по формированию основ здорового образа жизни детей через реализацию условий.
В рамках формирующего этапа были подобраны соответствующие модули программы, посвященные вопросам правильного питания и его влияния на здоровье человека. В процессе исследования был разработан комплекс дидактических игр, посвященных вопросам формирования представлений детей младшего школьного возраста об особенностях функционирования организма, его системах.
Были разработаны и проведены мероприятия, посвященные вопросам формирования правильных привычек, составляющих здорового образа жизни, а также проблема соблюдения режима дня школьников. Особое внимание при формировании таких составляющих здорового образа жизни, как «двигательная активность», и «полезные привычки», было уделено вопросам взаимодействия с семьями. В частности, организовано родительское собрание, подготовлены памятки для родителей, а также составлен конспект и проведен совместно с родителями и детьми семейный праздник.
В заключение опытно-экспериментальной работы осуществлялась повторная диагностика основных составляющих здорового образа жизни младших школьников. В результате сопоставительного анализа данных, полученных в процессе проведения диагностической работы на двух этапах, можно сделать вывод о том, что комплекс мероприятий внеурочной деятельности положительно влияет на формирование основ здорового образа жизни младших школьников.
При анализе итоговых результатов общей диагностики можно увидеть, обучающихся со средним уровнем стало меньше на 60% (с 89% до 29%) и количество обучающихся на высоком уровне стало больше также на 60% (с 11% до 71%). Результаты показывают об эффективность проведенного исследования и положительную динамику.
Таким образом, цель достигнута, задачи реализованы.