Введение....................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты развития звукопроизношения детей 3-4 лет.................4
1.1 Содержание понятия звукопроизношения..........................................................4
1.2 Возрастные особенности звукопроизношения детей 3-4 лет............................5
1.3 Средства развития звукопроизношения детей 3-4 лет......................................7
1.4 Содержание понятия артикуляционной гимнастики......................................10
2 Практические аспекты развития звукопроизношения детей 3-4 лет, посредством артикуляционной гимнастики.......................................................15
2.1 Опыт педагогов практиков по проблеме исследования................................15
2.2 Входная диагностика уровня развития звукопроизношения детей 3-4 лет в МАДОУ.................................................................................................................16
2.3 Содержание деятельности педагога по развитию звукопроизношения детей 3-4 лет, посредством артикуляционной гимнастики...........................................19
Заключение.............................................................................................................23
Список литературы................................................................................................25
Приложение А.......................................................................................................26
Приложение Б..........................................................................................................27
Читать дальше
В ходе проведенного исследования были решены задачи, поставленные в начале работы и по ним были сделаны следующие выводы.
Безусловно, грамотная, чѐткая чистая и ритмичная речь ребѐнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чѐткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Язык – главная мышца органов речи. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребѐнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребѐнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям 3-х, 4-х лет: артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное произношение.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата.
Им доступно выполнение простейших артикуляционно – двигательных и мимических упражнений. Например « часики», «качели», « окошко», « улыбка». В начале логопед учит детей выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течении некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. С этой целью широко используется игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, спички, камушки, бусы… Затем логопед знакомит детей с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «вкусное варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом перед зеркалом. Логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции. В старшем дошкольном возрасте логопед знакомит детей с такими названиями, как нѐбо, альвеолы, уздечка. Детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «грибок», «гармошка», «кучер». Существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик.
Читать дальше
1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. – М.: Прометей. 2020. 708 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Смысл. 2019. 448 с.
3. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие. – М.: Деком. 2018. 240 с.
4. Владимир Степанов Нейропедагогика. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Учебное пособие. – М.: Академический Проект. 2020. 346 с.
5. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. – М.: Едиториал УРСС. 2019. 166 с.
6. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт. 2019. 307 с.
7. Николаева Е. И. Возрастная психология. леворукость у детей. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт. 2019. 176 с.
8. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. 275 с.
9. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для СПО. – М.: Юрайт. 2019. 276 с.
10. Подольский А. И., Идобаева О. А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт. 2019. 124 с.
Читать дальше