Введение……………………………………………………………………......3 Глава 1. Выбор профессии старшими школьниками в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….5 1.1. Формы, методы организации профессионального самоопределения старших школьников………………………………………………………………...5 1.2. Возрастные особенности старших школьников………………………...9 Глава 2. Экспериментальная работа по определению готовности к выбору профессии старших школьников…………………………………………………..15 2.1 Анализ условий для выбора профессии в МБОУ СОШ №23 г. Кемерово…………………………………………………………………………….15 2.2. Определение уровня готовности к выбору профессии у обучающихся 10 "А" класса МБОУ СОШ № 23 г. Кемерово……………………………………....19 Заключение …………………………………………………………………..23 Список литературы…………………………………………………………..25 Приложение 1………………………………………………………………...28

Экспериментальная работа по определению готовности к выбору профессии старших школьников

курсовая работа
Психология
27 страниц
88% уникальность
2021 год
29 просмотров
Бабенко О.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………......3 Глава 1. Выбор профессии старшими школьниками в психолого-педагогической литературе………………………………………………………….5 1.1. Формы, методы организации профессионального самоопределения старших школьников………………………………………………………………...5 1.2. Возрастные особенности старших школьников………………………...9 Глава 2. Экспериментальная работа по определению готовности к выбору профессии старших школьников…………………………………………………..15 2.1 Анализ условий для выбора профессии в МБОУ СОШ №23 г. Кемерово…………………………………………………………………………….15 2.2. Определение уровня готовности к выбору профессии у обучающихся 10 "А" класса МБОУ СОШ № 23 г. Кемерово……………………………………....19 Заключение …………………………………………………………………..23 Список литературы…………………………………………………………..25 Приложение 1………………………………………………………………...28
Читать дальше
Актуальность темы исследования. Подготовка обучающихся к выбору профессии на современном этапе развития общества является закрепленной в федеральных государственных образовательных стандартах каждого образовательного уровня. Согласно 66 статье закона «Об образовании» [1], среднее общее образование является направленным на «формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности». Обеспечение целостной системы организации профессионального самоопределения представляет собой задачу государственной важности. Именно от того, насколько будет возможно раскрыть творческий потенциал, решить задачи жизненного и профессионального самоопределения, будут зависеть показатели достижения профессиональной компетенции граждан нашей страны.


Всё время занимает подготовка магистерской диссертации ? Work5 поможет освободить время.


. Выбор будущей профессии представляет для старших школьников значимую проблему, которая будет также влиять на образ жизни, судьбу. Таким образом, выбор будущей профессии в старшем школьном возрасте актуален как для самих подростков, так и для общества в целом. Цель исследования - определение направлений профориентациооной работы наиболее эффективно воздействующих на осознанный выбор профессии в старшем школьном возрасте. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу выбора профессии старшими школьниками; 2. Познакомиться с особенностями старшего школьного возраста; 3. Изучить формы, методы организации профессионального самоопределения старших школьников; 4. Проанализировать деятельности педагогов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №23" г. Кемерово по организации профессионального самоопределения старших школьников; 5. Провести диагностическое исследование уровня профессионального самоопределения обучающихся 10 "А" класса МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №23" г. Кемерово Гипотеза исследования - на наш взгляд, старшеклассники будут готовы к выбору профессии если реализуются направления профориентационной работы - просветительское, диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное. Объект исследования - выбор профессии старшеклассниками. Предмет исследования - направления профориентационной работы - просветительское, диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское. Методологическая и теоретическая основа исследования. Проблемой профессионального самоопределения старшеклассников занимались такие ученые, как М. А. Бендюков, Е.В. Гурова, Е.А. Климов, О.В. Козловский, М.С. Пряжников, Т.Л. Павлова, Г.В. Резапкина, Е.С. Романов, В.И. Степанский. Информационная база исследования. Научные источники - труды М.С. Пряжникова, Е.А. Климова, Г.В. Резапкиной; официальные документы - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с изменениями и дополнениями).

Читать дальше
Заключение В ходе работы, были изучены труды отечественных и зарубежных исследователей по вопросу профессионального самоопределения, выбора профессии. За основу было взято понимание того, что профессиональное самоопределение - это сложный динамический процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде, развитие самореализация физических и духовных возможностей формировании адекватно профессионально самооценки планов намерений, а также формирование реалистичного образа себя в качестве будущего профессионала. Выбор профессии старшеклассников напрямую зависит того, насколько результативно прошел процесс профессионального самоопределения. В ходе подготовки старших школьников к выбору профессии должны быть задействованы все заинтересованные лица - сами обучающиеся, родители, педагогические работники. При всем разнообразии методов и форм профориентационной работы, необходимо учитывать возрастные особенности старших школьников. Во второй главе представлен анализ деятельности МБОУ СОШ №23 г. Кемерово по вопросу содействия выбора профессии обучающимися. Работа осуществляется через урочную и внеурочную деятельность по направлениям - просветительское, диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное. Из выявленных проблем является отсутствие системы взаимодействия с родителями обучающихся по вопросам профессиональной ориентации. Диагностическое исследование показало, что большая часть обучающихся 10 "А" класса готова к выбору профессии, качественный анализ позволил определить проблемные зоны. Таким образом, были решены задачи исследования - 1. Изучена психолого-педагогическая литература по вопросу выбора профессии старшими школьниками; 2. Дана характеристика обучающихся старшего школьного возраста; 3. Изучены формы, методы организации профессионального самоопределения старших школьников; 4. Проведен анализ деятельности педагогов МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №23" г. Кемерово по организации профессионального самоопределения старших школьников; 5. Проведено диагностическое исследование уровня профессионального самоопределения обучающихся 10 "А" класса МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №23" г. Кемерово. Это позволило достичь цели работы. Гипотеза исследования подтверждена -старшеклассники будут готовы к выбору профессии если реализуются направления профориентационной работы - просветительское, диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное. Выявленная проблема - отсутствие системы взаимодействия между педагогами, обучающимися, родителями дает возможность продолжить исследовательскую деятельность по данному вопросу в дальнейшем.
Читать дальше
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (с изменениями от на 18.08.2021). [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 2. Приказ от 17 мая 2012 года N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования(с изменениями на 19.08.2021). [Электронный документ]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ 3. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2019. – С.267. 4. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. СПб.: Речь, 2016. – С. 234. 5. Блог: Профориентация в школе: тесты, игры [Электронный документ]. - Режим доступа: URL: https://academy-prof.ru/blog/proforientacionnaja-rabota-v-shkole. 6. Гапоненко А. В. Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников // Школа и производство. - 2020 № 2 С. 7 - 13 7. Гинсбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии и психологи в мире. - 2017 № 3 С. 21-28. 8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка // Собр.соч.: 4 т.: СПб. 2-е издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. Т.2. – 234. 9. Деянова А. В., Юрьева Г. П. Педагогические условия эффективности профессионального самоопределения старшеклассников //Концепт. 2018 №5. С.106-110. 10. Истратова О. Н. Справочник психолога средней школы. - Ростов н/Д. : Феникс, 2016. – С. 510. 11. Кибакин С. В. Управление процессом педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. …канд. пед. наук. М., 2017.- 213 с. 12. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – С. 304. 13. Колесников И. А. Профессиональное самоопределение старших школьников как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2019. - №31. - С.71-76. 14. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2017. - С. 192. 15. Кудрявцев Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности / Под. ред.: Т. В. Кудрявцев, В.Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 2018. - № 2. - С. 51-59. 16. Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. - 2021 № 1. - С. 57-66. 17. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2019. - С. 256. 18. Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Первое сентября, 2017.- С.223. 19. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. - М.: Генезис, 2017. – С.156. 20. Родионов М. А., Шепелева Е. В. Проблема влияния сообщений СМИ на самоопределение старшеклассников и пути ее решения // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. - 2018. - №28. - С. 998-1001. 21. Фельдштейн Д. И. Человек в современном мире - тенденции и потенциальные возможности развития // Образование и наука. – 2018. - №3.С. - 3-11. 22. Хорват Г. И., Бибикова О. В. Организация профессионального самоопределения в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - С. 241–245. 23. Шайдуллин Р. Б. Профессиональное самоопределение старшеклассников: проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016 №4 [Электронный документ]. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/- professionalnoeamoopredeleniestarsheklassnikov-problemy 24. Шидловская Т. Г. Проблемы профориентационной работы на современном этапе развития СПО // Ресурсы ГПОУ Кузбасского регионального института профессионального образования. [Электронный документ]. -http://www.krirpo.ru/ 25. Яшина К. О. Гендерные различия как фактор профессионального самоопределения старшеклассников // Приволжский научный вестник. – 2017. - №1. - С. 101-104. Приложение 1 Опросник для выявления готовности к Выбору профессии (по В.Б. Успенскому) Цель: определение готовности учащихся к выбору профессии. Ход проведения: учащимся предлагается прочитать нижеперечисленные утверждения и выразить своё согласие или несогласие с ними соответствующими ответами «да» или «нет». Инструкция: прочитайте утверждения. Если Вы согласны с ними, дайте ответ «да», если не согласны – «нет». 1. Вы уже твёрдо выбрали будущую профессию. 2. Основной мотив Вашего выбора – материальные интересы. 3. В избранной профессии Вас привлекает, прежде всего, сам процесс труда. 4. Вы выбираете профессиональное учебное заведение потому, что туда пошли (или пойдут) учиться Ваши друзья. 5. Вы выбираете место учёбы (работы) потому, что они недалеко от дома. 6. Если Вам не удастся получить избираемую профессию, то у Вас есть запасные варианты. 7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией. 8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии. 9. Неважно, кем работать, важно, как работать. 10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала следует получить аттестат. 11. Вам известно, каких качеств, важных для будущей профессиональной деятельности Вам не достаёт. 12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств. 13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии. 14. Учителя рекомендуют избрать выбранную Вами профессию. 15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии. 16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии. 17. Вы консультировались о выборе профессии у врача. 18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в профессиональное учебное заведение. 19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение. 20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии. 21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на работу (учёбу). 22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии. 23. Если не удастся поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться ещё раз. 24. Для правильного выбора профессии достаточно удовлетворить Ваши профессиональные интересы «хочу».
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
Количество страниц:
24
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет
курсовая работа
правосубьективность граждан
Количество страниц:
15
Оригинальность:
57%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image