Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Подходы и исследования образа педагога. Формирование образа и его восприятие.........................................................................................................5
1.1.Взаимодействие учителя и старшеклассников..............................................5
1.2. Имидж учителя.............................................................................................8
1.3. Влияние учителя на старшеклассника........................................................15
Вывод по 1 главе..............................................................................................20
Глава 2. Методика и исследование восприятия учителя старшеклассниками...............................................................................................21
2.1. Методы исследования.................................................................................21
2.2. Анализ исследования...................................................................................25
Вывод по 2 главе...............................................................................................31
Заключение.........................................................................................................32
Список литературы.............................................................................................34
Читать дальше
Современная педагогическая психология решительно уходят от субъектно-объектной парадигмы, в которой ученику отводится пассивная роль объекта педагогического воздействия. Обращение к ребенку как к формирующейся в процессе учебной деятельности личности ставит новые научные задачи, связанные с более концептуальным его изучением в социуме, в системе межличностного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Особое значение имеет общение с учителем для старших подростков. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым выступает как важнейшее новообразование этого возраста и способствует формированию позиции взрослого человека, становлению жизненного самоопределения, что в конечном итоге обуславливает успешность их социальной адаптации и интеграции в обществе.
Рассмотрение с этих позиций проблемы общения с учителем детей, имеющих отклонения в развитии, является особенно актуальным. В научных публикациях последних лет, посвященных реформе специального образования, всё чаще высказываются идеи относительно смены его приоритетов, смещения его смыслового центра в сторону личностного, социально- эмоционального развития детей с отклонениями в развитии, формирования сферы их самосознания и сознательной регуляции поведения в социуме. В то же время, поиск наиболее эффективных путей адаптации и интеграции в обществе лиц, имеющих отклонения в развитии, остаётся одной из самых актуальных проблем специальной психологии и педагогики.
В школе сложился коллектив учителей и родителей, способный и мотивированный к конструктивному взаимодействию, проявляющий сознательную ответственную позицию и придерживающийся близких жизненных взглядов. Этот вывод можно сделать из соотнесения нескольких категорий собранных данных.
Итак, отношение учащихся старших классов к педагогу представляет собой сложный психологический феномен, в структуре которого выделяются оценочный и эмоциональный компоненты; каждый из этих компонентов характеризуется определенными показателями и претерпевает на протяжении периода обучения выраженную динамику. Оценочный компонент отражает специфику видения учащимися педагога, его личностных и профессиональных качеств. Эмоциональный компонент репрезентирует меру принятия учащимся педагога, интимно-личностного отношения к нему. Отношения «педагог — учащийся» являются центральным системообразующим отношением (структурной клеточкой), лежащим в основе деятельности педагога и объединяющим все другие виды отношений, в которые вступает педагог. Отношение учащихся к педагогу — один из главных факторов, определяющих их общую удовлетворенность, основанную на самореализации личности в процессе обучения в общем или среднем профессиональном учебном заведении.
Читать дальше
1. Безенкова Т.А., Слепухина Г.В., Степанова О.П. Отношение старшеклассников к педагогам как показатель качества социально-педагогической деятельности // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 7. – С. 177-182.
2. Борисова Н. Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов // Приложение к журналу Среднее профессиональное образование. — 2019. — № 8. — С. 16 –21.
3. Горохова, Ю. В. Роль учителя в современной школе // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 8-10.
4. Камышева О.В. Профессиональный имидж совре-менного учителя // Актуальные проблемы современногообщего и профессионального образования: сб. трудов II Всероссийской научно-практич. конференции (Магнитогорск, 17 октября 2016 г.). – Магнитогорск: Издательство Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, 2016. – С. 27–31.
5. Коротаева Е.В. Организация взаимодействий в образовательном процессе школы. — М.: Национальный книжный центр, ИФ «Сентябрь», 2016. — 192 с
6. Макаренко А. С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе [Текст]/ А. С. Макаренко. — 1951. — 510 с.
7. Маркова А. К. Психология труда учителя [Текст]/ А. К. Маркова. — М.: Просвещение. — 1993. — 193 с.
8. Подерягин В. С. Какой учитель нужен школе? / [Текст] В. С. Подерягин // Воспитание и развитие растущего человека: итоги прошлого и проблемы настоящего: материалы всероссийской конференции (г. Белгород, 16 апреля 2015 г.). — ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. — 360 с.
9. Неясова И.А. Формирование готовности магистров педагогического образования к социально-педагогической деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/viewid=21885 (дата обращения: 17.05.2018).
10. Слепухина Г.В., Степанова О.П., Серебрякова А.А. Критерии нравственного развития личности // Международная научная школа психологии и педагогики. – 2015. – № 2 (10). – С. 89–93.
11. Слепухина Г.В., Петушкова О.Г. Исследование образа субъектов образовательного процесса в аспекте нравственного воспитания старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/130-23772 (дата обращения: 08.09.2021).
12. Собкин В.С., Фомиченко А.С. Влияние отношений между учителем и учеником на академические достижения учащихся // Управление образованием: теория и практика. – 2015. – № 3 (19). – С. 34–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-otnosheniy-mezhdu-uchitelem-i-uchenikom-na-akademicheskie-dostizheniya-uchaschihsya (дата обращения: 08.09.2021).
13. Торохтий В.С. Социально-педагогическая деятельность как средство реализации социального педагога на практике // Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме: материалы первой международной научно-практической конференции (Москва, 27–28 октября, 2011). – М.: Граница, 2017. – С. 45–48.
14. Ярушина Т.И. Общая социология. Учебное пособие. М., 2016.- С. 131– 147.
15. Roberson E. Teacher self-Appraisal // J.Teacher Education YXXII. 1971
Читать дальше