ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Анализ понятий и закономерностей 6 1.1. Современные представления о понятии темперамент 6 1.2. Свойства нервной системы 8 1.3. Психодиагностика темперамента 11 ГЛАВА 2. История изучения темпераментов 14 2.1. Философские предпосылки выделения различных типов темпераментов 14 2.2. Школа В.С. Мерлина, Б.М. Теплова и В.Д. Небылица 15 2.3. Концепция В.М. Русалова 19 ВЫВОДЫ 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

«ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА»

курсовая работа
Психология
25 страниц
72% уникальность
2021 год
29 просмотров
Кулиев, Р.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. Анализ понятий и закономерностей 6 1.1. Современные представления о понятии темперамент 6 1.2. Свойства нервной системы 8 1.3. Психодиагностика темперамента 11 ГЛАВА 2. История изучения темпераментов 14 2.1. Философские предпосылки выделения различных типов темпераментов 14 2.2. Школа В.С. Мерлина, Б.М. Теплова и В.Д. Небылица 15 2.3. Концепция В.М. Русалова 19 ВЫВОДЫ 23 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
Читать дальше
Актуальность исследования. Проблема взаимоотношений друг с другом интересовала людей с древних времен. Люди пытались понять, почему они такие разные. Уже тогда человечество задумывалось о причинах ссор и разногласий. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека; закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тот или иной тип. Одним из первых, кто попытался как-то классифицировать людей по типам и объяснить их поведение в зависимости от этого типа, был Гиппократ. Он связал различие индивидуальных особенностей людей с четырьмя типами жидкостей (кровь, желчь, черная желчь и слизь), протекающих в организме [2].


Если нужно заказать курсовую работу срочно в Сургуте , заполните форму на Work5.


. В начале ХХ века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. В своих работах Э. Кречмер попытался увязать особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особенностями строения тела человека. Он выделил три основных типа телосложения (астеники, пикники и атлеты, и утверждал) и утверждал, что каждому из данных типов соответствует определенный психологический склад темперамента [13]. Решающий сдвиг в изучении биологических основ темперамента произошел в начале 30-х гг. нашего века благодаря работам И.П. Павлова. Он впервые высказал мысль, что в основе темперамента лежат не свойства жидкостей или телесных тканей, а особенности функционирования нервной системы. И.П. Павлов однозначно связывал свойства нервной системы — комбинацию силы, уравновешенности и подвижности — с тем или иным типом темперамента [4]. Согласно В. Вундту, свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма. А следовательно, и обращать внимание надо на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их силу, т. е. интенсивность, и протекание во времени. Ученик У. Шелдона К. Конрад представил генетическую теорию типов. Различия в строении тела и связь с темпераментом объясняются существованием особых генов, доминирование которых определяет то или иное телосложение и соответствующие ему свойства темперамента. . Таким образом, в разное время в качестве основ темперамента выдвигались разные биологические подсистемы человеческого организма. Однако, во всех данных подходах в качестве основания темперамента как целостного психологического образования бралась не вся биологическая подсистема человека, а лишь та или иная ее часть, каждая из которых (гуморальная, соматическая или нервная) сама по себе не обладает необходимыми и достаточными для этого свойствами. В этом заключается основной недостаток данных подходов. Важную роль в решении этой сложной проблемы сыграла концепция двухаспектности психики, развиваемая в рамках дифференциальной психофизиологии видными советскими психологами — Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным, В.С. Мерлиным и их учениками [7, 8, 11, 12]. Также огромный вклад в формирование современного представления о темпераменте сыграли работы В.М. Русалова [10, 11]. Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его генетических основ. Другие, не менее важные, проблемы относятся к определению психологических свойств, относящихся к категории темперамента. По-прежнему не теряют значимости и нуждаются в дальнейшей разработке проблемы, связанные с установлением места темперамента в структуре индивидуальности, изучением темперамента как фактора успешности профессиональной деятельности. Безусловно, проблема темпераментов остается крайне актуальной и в наше время, т.к. в обществе ежедневно мы можем наблюдать различные ситуации, которые требуют правильного подхода и поведения в решении проблем, при этом учитывая, что все люди разные, у каждого человека свой тип темперамента, свои особенности. Очень многим людям, в свою очередь, интересно познавать себя, наблюдать за поведением других, делать определённые выводы. Во многом это относится к изучению темперамента Цель исследования – определить особенности современных представлений о темпераменте. Задачи исследования: 1) Проанализировать и обобщить научно-исследовательскую и научно-методическую литературу по теме исследования. 2) Определить динамику человеческой мысли о понятии темперамент. 3) Выявить основные подходы, направленные на изучения темперамента и его типов. 4) Проанализировать различные классификации типов темпераментов. 5) Выявить и охарактеризовать современные представления о понятии темперамент. Объект исследования – темперамент. Предмет исследования - современные представления о темпераменте.

Читать дальше
1. Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность [10]. 2. К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения [8] 3. Вопрос о учении темперамента в настоящее время остается актуальным, психологи, со своей стороны, пытаются найти всевозможные пути решения проблем определения психологических свойств, относящихся к категории темперамента; установлении места темперамента в структуре индивидуальности; изучении его как фактора успешности профессиональной деятельности; проблемы взаимоотношения людей друг с другом. 4. Согласно современным представлениям о темпераменте (В.С. Мерлина, Б.М. Теплова В.Д. Небылицина, В.М. Русалова) темперамент следует рассматривать как совокупность таких психических черт, признаков и свойств человека, которые возникли в результате обобщения динамических, формальных характеристик, выступающих как проявление психических деятельностей под влиянием устойчивых индивидуальных биологических детерминант. Отсюда следует, что развитие темперамента происходит по двум основаниям: вслед за биологическим возрастным развитием и как результат сменяющих друг друга социально-организованных типов деятельности [7, 8, 10] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, темперамент представляет собой индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Рассматривая историю учений о темпераменте, мы видим, что ученые имели различные представление о темпераменте, у каждого из них была своя теория. Выделяют четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. К основным свойствам темперамента относятся: сензитивность, реактивность, активность, баланс реактивности и активности, темп реакций, пластичность - ригидность, экстраверсия - интроверсия, эмоциональная возбудимость. Существование в психике человека устойчивых обобщенных динамико-энергетических характеристик, формирующихся в деятельности на основе биологических факторов, т.е. темперамента, позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические возможности. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей и т.д., неизбежно приводит к обобщению определенных психических, в данном случае темпераментальных характеристик, которые выступают в роли регуляторов расходования человеком своих энергодинамических возможностей. Таким образом, характеристики темперамента не столько окрашивают деятельность, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии.
Читать дальше
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. // М., 1980, Т.2. – 186 с. 2. Гиппократ. Избранные книги. // М.: Гос. изд-во биол. и мед. лит., 1936. – С. 377 3. Дроздовский А.К. Нейродинамические характеристики профессионала в разных видах деятельности // Психология ХХІ века.: Матер. междунар. межвуз. науч.-практ. конф. − СПб., 2004.- С. 295-298. 4. Павлов И. П. Избранные труды. // М., 1951. — 616 с. 5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. − СПб.: Питер, 2008.- 432 с. 6. Розанов В.А. Основы биологии и генетики человека.: Учеб. пособие. − Одесса: ВМВ, 2009.- 416 с. 7. Мерлин В.С. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности. // В кн.: Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 87—105. 8. Небылицын В.Д. Исследования индивидуальных различий. // М., 1976. — 336 с. 9. Русалов В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и общих способностей человека. // В кн.: Проблемы психологии личности. М., 1982. С. 198—204. 10. Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности. // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 6. С. 50—59. 11. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961. — 535 с. 12. Теплов Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Философские вопросы физиологии ВНД и психологии. – М., 1963.- С. 475-498. 13. Kretsmer E. Körperbau und character. // Berlin: Springer, 1921. — 300 p.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Особенности звукопроизношения дошкольников с интеллектуальными нарушениями
Количество страниц:
50
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Логопедия
курсовая работа
Проблемы уголовного судопроизводства в РФ
Количество страниц:
45
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовный процесс
курсовая работа
Управление и контроль профессиональной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации
Количество страниц:
25
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image