Введение 3
Глава 1 Теоретические основы института медицинской помощи в сфере социального обеспечения 5
1.1 Понятие и задачи медицинской помощи, как меры социального обеспечения 5
1.2 Структура института медицинской помощи в сфере социального обеспечения 11
Глава 2 Медицинская помощь в Российской Федерации: проблемы и тенденции 14
2.1 Виды медицинской помощи и их содержание 14
2.2 Современные проблемы медицинского страхования, требующие решения 19
2.3 Пути совершенствования отечественной системы здравоохранения 25
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 30
Читать дальше
Социальное обеспечение – это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, органами государства, местного самоуправления и организациями, с другой стороны, поводу предоставления гражданам из специальных финансовых источников и на основе законодательства медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении страховых и не страховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность.
На сегодняшний день сформирована обширная система источников медицинского права, регулирующих всю многообразную систему правоотношений в сфере оказания медицинской помощи гражданам. Однако многие аспекты, касающиеся структуры, классификации, функционирования медицинских организаций, их принадлежности к определенным институтам власти и местного самоуправления, а также вопросы, касающиеся источников и порядка финансирования медицинских организаций, до сих пор остаются либо нечетко сформулированными, либо по их поводу возникают противоречия в различных нормативно-правовых актах.
Решение данной проблемы подразумевает комплексный анализ всей законодательной системы с последующим ее уточнением и коррекцией. Безусловно, медицинское законотворчество представляет собой сложный научный процесс, который требует совместной кооперации юристов и врачей.
Основой системы оказания медицинской помощи является Первичная медико-санитарная помощь, которая оказывается в плановой и неотложной формах в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара.
Для планирования и учета объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях используются две единицы: посещение и обращение. Под посещением понимается разовый контакт пациента с медицинской организацией с профилактической целью (посещение центра здоровья, в связи с диспансерным наблюдением, диспансеризацией определенных групп населения, профилактическим осмотром), в связи с заболеванием, необходимостью неотложной помощи и иными целями.
Обращение по поводу заболевания – это законченный случай лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью не менее двух посещений по поводу одного заболевания (складывается из первичных и повторных посещений), включающий лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия, в результате которых наступает выздоровление, улучшение, направление пациента в дневной стационар, на госпитализацию в круглосуточный стационар.
В случае возникновения заболеваний, несчастных случаев, травм, отравлений и других состояний, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.
Медицинскую помощь населению РФ оказывают МО нескольких форм собственности: государственной (подведомственные федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов РФ), муниципальной (подведомственные органам местного самоуправления) и частной (созданные юридическими и физическими лицами).
Страховые медицинские организации выполняют в российской системе ОМС функцию сдерживания нарушения прав пациентов медиками и чиновниками. Наличие страховых медицинских организаций создает возможность лучшей защиты пациентов, находящихся в условиях информационной асимметрии по сравнению с медицинскими работниками. В системе ОМС без страховых компаний реализация прав пациентов зависит только от интересов чиновников и руководителей медицинских организаций.
При выборе новых институциональных решений в организации ОМС в нашей стране необходимо учитывать опыт зарубежных стран в развитии моделей ОМС.
Читать дальше
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008г. № 7-ФКЗ) // Российская газета № 4831 от 21 января 2009 г.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197–ФЗ // Собрание законодательства РФ – 2002 – №1 (ч. 1) – Ст.3.
3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ – 2011 – №38 – Ст. 4377.
4. Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
5. Федеральный закон от 17 июля 1999. № 178-ФЗ г. Москва «О государственной социальной помощи» (ред. 29.12.2020) // Российская газета 23 июля 1999 г.
6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020).
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ // Российская газета 12 января 2021 г. №2 (8553).
8. Распоряжение Департамента здравоохранения г. Москвы от 16 октября 2013 г. № 1153- р «О дополнительных мерах по информированию жителей города Москвы об организации и. порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи».
9. Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н (ред. от 21.02.2020) «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.08.2013 N 29422)
10. Приказ Минздрава РФ № 187н от 14.04.2015 «Об утверждении порядка оказания паллиативной медицинской помощи взрослому населению»// Российская газета 14 апреля 2015 г. № 208 (5032).
11. Алжеев И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др. – М.: Статут, 2014. – 391 с.
12. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. 14-е изд., стер. / А.Б. Венгеров - М: Дашков и К, 2021. – 607 с.
13. Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях// Российский юридический журнал. 2021. № 6. C. 148 – 152.
14. Лазарев, В. В. Теория государства и права : учебник для академического бакалавриата / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 521 с.
15. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2018 – 367 с.
Читать дальше