Объем взносов по страхованию автокаско в 2020 г. увеличился за счет роста числа заключенных договоров.
Этому способствовало снижение стоимости автострахования по мере распространения франшиз и внедрения системы скидок страховщиками на фоне снижения аварийности.
Увеличение стоимости ремонта иностранных автомобилей вслед за ослаблением рубля, а также изменение стоимости запчастей в справочнике ОСАГО привели к росту средних выплат в автостраховании.
Темпы прироста взносов по страхованию средств наземного транспорта ускорились в 2020 г. до 3,1%. При этом негативное влияние на динамику рынка оказали отрицательные результаты апреля-июня 2020 г. – периода резкого сокращения продаж новых автомобилей (-44% г/г) и выданных автокредитов (-42,4% г/г) вслед за введением ограничительных мер
по распространению коронавируса и сокращением платежеспособного спроса.
В целом за 2020 г. число продаж новых автомобилей в России сократилось на 9,1%, а количество выданных автокредитов снизилось на 5,9%. Вместе с тем в 2020 г. число заключенных договоров росло более высокими темпами, чем взносы. Наибольшее увеличение числа договоров произошло в III квартале на фоне всплеска автокредитования в ожидании дальнейшего повышения стоимости автомобилей и реализации отложенного спроса после снятия значительной части ограничительных мер, действовавших в II квартале. Существенную поддержку рынку оказывает продолжающееся снижение стоимости автострахования, которое происходит за счет роста популярности франшиз и программ с усеченным набором рисков. Кроме того, в условиях снизившихся доходов населения, а также в связи с сокращением числа страховых случаев (в том числе из-за временного уменьшения частоты пользования автотранспортом в период действия ограничительных мер) страховщики предлагали низкоубыточным клиентам воспользоваться гибкими системами скидок. Все эти меры стимулировали
перезаключение договоров, что позволило рынку вырасти, даже несмотря на снижение числа продаж новых автомобилей. Средняя страховая премия в 2020 г. снизилась до 33,5 тыс. руб. (-1,6 тыс. руб. за год), минимальное значение в течение года наблюдалось в апреле-июне (26,5 тыс. руб.). К концу года средняя страховая премия по автокаско резко возросла, что может говорить об увеличении доли договоров по кредитным автомобилям, усеченные программы по которым, как правило, не оформляются, росте стоимости автотранспорта в связи с ослаблением рубля, а также прекращении акций страховщиков, действовавших в период самоизоляции.
Объем взносов по автострахованию в 2021 г. будет зависеть от динамики продаж новых автомобилей и динамики доходов населения. АВТОСТАТ в базовом сценарии ожидает падения рынка на 4%, в оптимистичном – роста на 5%. АЕБ прогнозирует увеличение продаж новых автомобилей на 2,1%. Реализация того или иного сценария во многом будет зависеть от курса рубля. Поддержку рынку окажет продление программ льготного автокредитования до конца 2023 года. Однако в условиях снизившихся доходов населения и роста стоимости автомобилей растет средний срок владения (по данным АВТОСТАТа, средний срок владения автомобилем в 2020 г. вырос на 2,2%, до 4,8 года), что может ограничивать продажи новых автомобилей.
Темпы прироста выплат по страхованию средств наземного транспорта в 2020 г. резко снизились (до 0,8% – с 16,7% за 2019 г.) за счет сокращения выплат по итогам II квартала 2020 года. Такая динамика объясняется снижением числа аварий в период действия ограничительных мер и режима самоизоляции, когда количество автомобилистов на дорогах было минимальным. Вместе с тем, несмотря на снижение числа страховых случаев, объем выплат не сократился. Это связано с увеличением средней страховой выплаты до 108,6 тыс. руб. (+7,6 тыс. руб. за год). Влияние на рост средней выплаты оказали увеличение стоимости автозапчастей импортных автомобилей в связи с ослаблением рубля.
Ситуация на рынке ОСАГО в 2020 г. была достаточно стабильной. Темпы прироста взносов составили 3,0% (-5,3% по итогам 2019 г.), совокупный объем собранных премий – 220,3 млрд рублей2. Рынок также поддержал рост числа заключенных договоров. Средняя страховая премия по итогам 2020 г. (5,5 тыс. руб.) в целом незначительно превышала показатель 2019 года.
По итогам 2020 г. средняя выплата по ОСАГО выросла на 6,7%, что также связано с увеличением стоимости ремонта иностранных автомобилей и изменением стоимости запчастей в справочнике. Несмотря на заметный рост средней выплаты, совокупные выплаты по договорам ОСАГО сократились (на 2,5%, до 137,6 млрд руб.). Это было связано со снижением количества урегулированных страховых случаев на фоне сокращения числа аварий на дорогах в связи с действием ограничительных мер.
В 2020 г. количество жалоб, поступивших по тематике «ОСАГО», снизилось на 24,2% по сравнению с 2019 годом. При этом жалобы на этот сегмент по-прежнему составляют основной объем жалоб на страховщиков. Снизился и объем жалоб на неправильное применение коэффициента бонус-малус, которые, однако, составляют более половины обращений по тематике «ОСАГО».
С 5 сентября 2020 г.3 тарифный коридор по ОСАГО был расширен в обе стороны, что позволило страховщикам точнее оценивать риск-профиль каждого клиента. Кроме того, поправки в законодательстве, вступившие в силу в конце августа, установили возможность введения страховщиками дополнительных факторов, которые оказывают влияние на стоимость полиса
для каждого страхователя. По мере получения страховщиками все большего объема статистики по влиянию применяемых факторов вероятно усиление дифференциации тарифов.