Введение 2
Глава 1.Периодизация и трансформация понятия женственности в Средневековье. Полярные оценки 4
1.1.Периодизация средневековой культуры 4
1.2.Мифилогические источники формирования образа 6
1.3.Природа женственности с позиции христианства 8
1.4.Природа женщины в сочинениях церковных писателей высокого средневековья 10
1.5.Природа женщины в бюргерской традиции 11
1.6.Природа женщины в сочинениях гуманистов 13
Глава 2. Женщина и социокультурное пространство 16
Прикладные вопросы. Быт 16
2.1.Женщина и семья 16
2.2.Женщина и религия 17
2.3.Женщина и власть 20
Заключение 23
Список литературы 24
Читать дальше
Изучая культуру человека Средневековья, особенно восприятие категории «женственности», важно принимать во внимание религиозное мышление того времени.
Серьезный фактор играет и общественно-политическая обстановка – распад тысячелетней империи и образование церковной организации. Входе исследования удалось установить, что дискуссии вокруг обозначения женственности не сильно менялось за весь период Средневековья. Эпоха Возрождения оказалась не готова воспринять женщину как полноценного и всемогущего человека, коим видела мужчину.
Характерной чертой также является амбивалентность двойственность с которой подходили к изучению данной категории не только отцы церкви, но и гуманисты.
Эпизод с грехопадением является, пожалуй, одним из центральных для ярых сторонников мизагонии, ведь именно он привел к тому что Бог оставил человека. Подтверждение виновности женщины находили в том, что Господь наказал ей рожать детей в скорби и болезнях, иметь чрезмерное сексуальное влечение и быть в полном подчинении у мужчины. Подобные утверждения были необходимы для установления виновного в земных мучениях человека и в представлении средневековых людей ею была женщина. Первородный грех осмыслялся как торжество телесного над духовным, поэтому первое отождествлялось с женским, а второе с мужским.
Причины, по которым женщины решали добровольно уйти в монастырь, могли быть вполне прагматичными, кроме глубокого религиозного сознания – это прежде всего стремление к самореализации, желание быть самостоятельной и приобщение к общественной жизни. Одной из возможных причин может также служить культ стыда среди женщин, побуждающих их таким образом отказаться от женской природы, как и призывали известные отцы церкви.
Читать дальше
1. Ануприенко И.А. Женщина между «браком и монастырём» в период позднего средневековья: альтернатива выбора // Вестн. Ставропол. гос. пед. ин-та. – Ставрополь, 2011 г., с.214 – 222.
2. Аристотель «О возникновении животных» – М. 1940 г., 251 с.
3. Арнаутова Ю.С. Женщина в «культуре мужчин»: брак, любовь, телесная красота глазами этнографов Х века//Адам и Ева: Альманах гендерной истории №1. – М, «Мысль» 2001 г., С. 115–118.
4. Бюхер К. Женский вопрос в средние века. – Одесса, 1896 г., 48 с.
5. Гуревич Л. Я. Категории средневековой культуры. – М.1984 г., 349 с.
6. Дюби Ж. Европа в Средние века – М., 1994 г., 316 с.
7. Ешевский С.В. Женщина в средние века в Западной Европе – М., 1871 г., 342 с.
8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992 г., 376 с.
9. Мазуччо Г. Новеллино. – М.,1995 г., 399 с.
10. Оссовска М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. – М., 1987 г., 525 с.
11. Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV—XV веков. – Иваново, 1993 г., 255 с.
12. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского средневековья. – И., 1999 г., 211 с.
13. Рябова Т.Б. Лаура Черета – итальянская гуманистка XV века // Интеллектуальная история в лицах: семь портретов мыслителей средневековья и Возрождения. – Иваново, 1996 г., 118 с.
14. Тертуллиан. О женском убранстве // Тертуллиан. избр.соч. – М., 1994 г., 443 с.
15. Хейзинга Й. Осень средневековья: Исследования форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. – М., 1988 г., 765 с.
16. Чосер Дж. Цикл «Кентерберийские рассказы» – М., 1988 г., 558 с.
17. Эйкен Г. История и система средневекового миросозерцания. – Спб: 1907 г., 732 с.
18. Ястребицкая А.Л. Женщина и общество // Средневековая Европа глазами современников и историков. Вып. 3. – М., 1994 г., 222 с.
Читать дальше