Введение 3 Глава 1Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста 8 1.1. Сущность и понятие «познавательное развитие» в психолого – педагогической литературе 8 1.2. Особенности познавательного развития у детей дошкольного возраста13 1.3. Квест – игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста 18 Выводы по 1 главе 23 Глава 2 Практика познавательного развития детей дошкольного возраста средствами квест – игры 25 2.1. Содержание работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 25 2.2. Организация и анализ работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста средствами квест – игры 31 Выводы по 2 главе 44 Заключение 46 Список литературы 48 Приложение 52

Квест – игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

курсовая работа
Педагогика
46 страниц
74% уникальность
2021 год
41 просмотров
Плеханов Г.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста 8 1.1. Сущность и понятие «познавательное развитие» в психолого – педагогической литературе 8 1.2. Особенности познавательного развития у детей дошкольного возраста13 1.3. Квест – игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста 18 Выводы по 1 главе 23 Глава 2 Практика познавательного развития детей дошкольного возраста средствами квест – игры 25 2.1. Содержание работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 25 2.2. Организация и анализ работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста средствами квест – игры 31 Выводы по 2 главе 44 Заключение 46 Список литературы 48 Приложение 52
Читать дальше
Современный подход к развитию дошкольников определенный Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования раскрывает необходимость формирования самостоятельной, творческой личности ребенка, предполагает такие методы, формы, средства развития детей, которые будят инициативу, поддерживают желание и потребность в приобретении опыта в разнообразной деятельности [38]. Новая политика в области образования, приоритетом которой является повышение качества образования, привели к пониманию того, что необходимо искать новые способы игровые подачи информации. Таким способом, например, может стать процесс познания через включение детей в игровую деятельность, что делает процесс познавательного развития дошкольников не только более увлекательным, но и способствует развитию личности в соответствии с требованиями общества. Дошкольный возраст – наиболее сенситивным периодом развития личности, ее личностных качеств. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для дошкольного возраста [9]. Этот период жизни ребенка является максимально благоприятным для познавательного развития так как интерес ребенка к окружающему миру, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.


Если вам нужна презентация стоимость её выполнения можете рассчитать на сайте Work5.


Таким образом, познавательное развитие дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики. Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями окружающей действительности. В дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к природе. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина и др.). Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного развития в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека [12]. Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка [8, 19, 26, 40]. Наибольшая сложность для педагога заключается в том, что современных детей становится все сложнее заинтересовать образовательным процессом, поскольку все большее место в жизни дошкольника занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки и т. п. Педагогу, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны технических средств, необходимо идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одним из таких инновационных средств является квест-игра. Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт. В ходе реализации квест-игры в образовательном процессе детского сада можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, а также в самостоятельной деятельности дошкольника. Таким образом, актуальность исследования вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения новых форм образовательного взаимодействия с дошкольниками, которые способствуют активизации познавательного развития детей дошкольного возраста современными средствами. Анализ теории и практики познавательного развития детей дошкольного возраста позволил выявить противоречие между необходимостью погружения воспитанников в образовательную деятельность по познавательному развитию и их недостаточной личной включенностью и заинтересованностью в процесс и результате работы, что обусловило выбор темы исследования: «Квест – игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста». Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических возможностей квест-игры как средства познавательного развития детей дошкольного возраста. Объект исследования: процесс познавательного развития дошкольников. Предмет исследования: квест-игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Гипотеза исследования: использование квест – игры является действенным методическим средством в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Для достижения цели были определены следующие задачи: - изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования; - проанализировать возможности использования квест-игры для познавательного развития детей дошкольного возраста; - теоретически обосновать и экспериментально проверить результаты использования квест-игры в работе с детьми дошкольного возраста. Направление работы определило следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация, обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент). Теоретико – методологической основой исследования выступили труды зарубежных и отечественных исследователей Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина, А.Н. Поддъякова, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой и др. Практическая значимость исследования: результаты, полученные по итогам исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста. Экспериментальная база исследования: Структура работы: курсовая работа изложена на страницах, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы, включающего источников.

Читать дальше
Проведенное исследование было посвящено поиску направлений и приемов работы, способствующих повышению уровня познавательного развития дошкольников. Познавательное развитие является одним из важнейших условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, а также для его социализации в современном мире и возможности осуществлять дальнейшую учебную деятельность. Под познавательным развитием понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе обучения и представляющее собой системное проявление более широких, углубленных знаний и представлений, умение оперировать ими и желание расширять интересующую познавательную область. В качестве основного средства познавательного развития у дошкольников нами были выбраны образовательные квесты. Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом, так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, познавательной активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно с взрослым открывает новый практический опыт. Правильное включение образовательных квестов в педагогический процесс, помогает организовать работу по формированию познавательных компетентностей старших дошкольников и сделать ее более эффективной [27]. С целью определения эффективности использования квест -игры в работе над познавательным развитием у дошкольников нами был проведен педагогический эксперимент, включающий в себя три этапа. Исследование проводилось на базе ________________________________В нем принимали участие дети дошкольного возраста (3-7 лет) в количестве 80 человек. В ходе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что большинство дошкольников обладают низким и среднем уровнем познавательного развития. В ходе формирующего этапа эксперимента нами была разработана и реализована серия образовательных квест - игр, направленных на развитие основных компонентов познавательных компетентностей: познавательного интереса, мотивации, любознательности, самостоятельности и креативности. Сравнив показатели итоговой диагностики, мы пришли к выводу, что проведенная работа дала положительный результат. Таким образом, ссылаясь на результаты, полученные в ходе контрольного эксперимента, можно утверждать, что образовательные квест – игры являются эффективным средством познавательного развития у детей дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б.Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. Психология. – Москва, 1959. – Вып. 16. № 265. – С. 41-60. 2. Асмолов, А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник [Текст] / А. Г. Асмолов. – 4-е изд., испр. – М.: Смысл; Изд. «Академия», 2010. – 448 с. 3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПБ.: Питер, 2008. – 400 с. 4. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения [Текст] / Л.И. Божович // Известия АПН РСФСР – Москва, 1955. – Вып. 73. – С.1 – 14. 5. Бондарь , М.А. Квест как одна из форм работы со школьниками детской общественной организации / М.А. Бондарь. – Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. Науч. Конф. (г.Москва, ноябрь 2017 г.). – Москва : Буки-Веди, 2017 – с. 80-82. 6. Венгер В.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М.: Просвещение, 1986. – 224 с. 7. Венгер, Л. А. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 266 с. 8. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст] / Л.С. 62 Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 366 с. 9. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: Том 4. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский – М.: Педагогика, 2013. – 432 с. 10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МозаикаСинтез, 2006. – 523 с. 11. Гавришова Е.В. Квест – приключенческая игра для детей /Е.В. Гавришова, В.М. Миленко // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 - №10.-С.12. 12. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание. - 2008.- № 10. 13. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с. 14. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов, А.Г. Дубов, В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 2008. – 187 с. 15. Дистервег, А. Развивающее обучение [Электронный ресурс] / методические рекомендации. URL:http://studbooks.net/1851026/pedagogika/raz vivayuschee_obuchenie_pestalotstsi_distervega (дата обращения: 11.11. 2021). 16. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для детей 5-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2010. – 64 с. 17. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с. 18. Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1995. – 198 с. 19. Ермолаева, М. В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников [Текст] : учеб. пособие для вузов / М. В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева. – Москва [и др.] : [Изд-во МПСИ], 2006.- 223 с 20. Киселок У.Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста /У.Н. Киселок //Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - №4. - С. 68-69. 21. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст ] / А. Н. Леонтьев. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с. 22. Лосева Л.Ю., Колесникова И.В. Игра квест, как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками / Л.Ю. Лосева, И.В. Колесникова //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста -2016.-№2.-С.723. 23. Лыкова, И. А. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Методическое пособие для специалистов дошкольных учреждений / И. А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2009. – 207 с. 24. Мамеева, Э. М. Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Э. М. Мамеева, Г. Г. Недюрмагомедов // Научно-методический журнал Поиск. – 2017. – № 3 (59). – С. 14-18. 25. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. Общие основы психологии. – 2-е изд.-е. – М.: Просвещение, 1999. – 688 с. 26. Нефедова А.Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании. // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №3. – С. 19-22. 27. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлев Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. 28. Поддъяков Н.Н. «Особенности психического развития детей дошкольного возраста» - М.,1996 г. 29. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. – М.: Владос-пресс, 2006. – 365 с. 30. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ds14-ukhta.ru. 31. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / «Большая Российская энциклопедия» / – М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1999. 32. Свирская Л.В. Организационно-педагогические условия становления начал ключевых компетентностей ребенка дошкольного возраста. – М., 2004. – 158 с. 33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Академия, 1998. – 256 с. 34. Сластенин, В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Под ред. В.П. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. 35. Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С. 138-140 36. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. - 907, [1] с. 37. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1996. – 336 с. 38. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма Минобрнауки РФ. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 80 с. 39. Щетинина, В.В. Познавательное развитие дошкольников : учеб.-метод. пособие для бакалавров очной и заочной форм обучения / В.В. Щетинина. – Тольятти : ТГУ, 2010. – 108 с. 40. Щукина, Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с. 41. Юнг, К. Г. Становление личности / Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А. А. Реана – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 320
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Бухгалтерский учет и анализ реализации готовой продукции.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет
курсовая работа
развитие лечебно-оздоровительного туризма в Башкирии
Количество страниц:
55
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Туризм
курсовая работа
Управление маркетинговой деятельностью предприятия
Количество страниц:
25
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Маркетинг
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image