Введение 3
1. Понятие и виды источников образовательного права 5
2. Российское образовательное Право: источники и особенности 11
Заключение 17
Список использованной литературы 19
Читать дальше
Термин «закон об образовании» уже стал неотъемлемой частью языка образования и права и часто используется представителями юридической и образовательной практики.
Библиография «Образование и право» медленно, но верно расширяется.
Закон об образовании - это область права, которая представляет собой ряд правовых норм в сфере образования.
В самом общем виде можно выделить следующие основные значения этого термина:
а) Закон об образовании как сложная область права;
б) Закон об образовании как нормативная правовая система;
в) право на образование как часть системы конституционных прав и свобод, в том числе как часть системы международных норм прав и свобод («право на образование»);
г) права на образование как элемент образовательных прав участников образовательных отношений;
д) «Право об образовании» как научная дисциплина;
е) Право образования как предметная область теоретико-правовых, социологических, юриспруденциальных и отраслевых юриспруденциальных исследований;
ж) Право на образование как элемент (сторона) системы образования в целом.
Источниками образовательного права являются нормативные законы и договоры, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
При разработке собственных стандартов государства ориентируются не только на устоявшиеся национальные образовательные традиции, но и на международно-правовые акты и соглашения.
К основным государственным законам, прямо или косвенно регулирующим отношения на всех уровнях образования, относятся два действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» (1996 г.).
Помимо основных законов существуют специализированные, «сегментарные» законы, т.е. регулирующие отдельные аспекты функционирования системы образования и непрофильные законы, содержащие правовые нормы отношений в сфере образования.
Подчиненный нормативный спектр в региональном законе об образовании очень обширен. Он включает в себя указы руководителей регионов, постановления органов исполнительной власти (правительства, администраций), а также распоряжения органов образования.
Поскольку муниципальные образовательные учреждения занимают важное место в структуре системы образования, органы муниципального самоуправления также обладают некоторыми регулирующими полномочиями в этой сфере.
Они могут издавать постановления по вопросам, относящимся к их компетенции (например, организация питания детей в муниципальных общеобразовательных учреждениях, развитие системы дополнительного образования и т.д.).
Иерархическая структура законодательства об образовании включает Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов Федерации, подзаконные акты, местные законы.
Читать дальше
Актуальность. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказали и продолжают оказывать существенное влияние на российское образование.
Адаптация российской системы образования к принципиально новым условиям жизни облегчена разработанным и принятым за последние десять лет законодательством об образовании.
За это время появилось много учебных заведений, развился негосударственный сектор, установилась автономия университетов и установились действующие государственно-общественные формы правления.
В настоящее время образовательная политика России активно развивается; его общие принципы изложены в законах об образовании и высшем послевузовском профессиональном образовании.
Эти принципы включены в Национальную доктрину образования Российской Федерации на период до 2025 года в Концепции модернизации российской системы образования, утвержденной Госсоветом при Президенте России.
Глядя на ситуацию в сфере образования, можно увидеть, что в последние годы в развитии образования в России наблюдаются обнадеживающие тенденции, но они весьма противоречивы.
С одной стороны, можно констатировать, что расходы на образование в домашних хозяйствах на всех уровнях незначительно увеличились с 1999 года; С другой стороны, российскую общественность беспокоит только состояние экономики образования в целом, обострение проблем с ее правовым регулированием и противоречие между реальной практикой и действующим законодательством.
Все это происходит в среде, где нет единого взгляда на роль и важность закона об образовании в регулировании реальных существующих отношений в сфере образования.
Как справедливо отмечает один из ведущих ученых в области педагогического права, профессор В.М. Сырых, положение об образовательном праве как отдельной области права не является общепринятым в юридической литературе.
Значительная часть российских ученых-правоведов рассматривает серию этих норм, по традиции, восходящей к советским временам, как сложную отрасль законодательства, содержащую нормы административного, гражданского, трудового и иного права и не имеющую присущих свойств. - собственный изначальный предмет и метод правового регулирования.
Актуальность темы диссертации заключается в том, что в настоящее время право об образовании следует признать отраслью права. Объективное развитие современной правовой системы Российской Федерации привело к появлению образовательного права как новой отрасли права. Специальная тематика этой ветки, существование которой подтверждается предыдущим описанием, также соответствует правовым особенностям филиала, которые обсуждаются в контрольной работе.
Объект исследования – образовательное право.
Предмет исследования – источники и особенности образовательного права.
Цель – изучение источников и особенностей образовательного права.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие и виды источников образовательного права.
2. Изучить источники и особенности российского образовательного права.
Читать дальше