Введение 3
1. Концепция неопрагматизма Ричарда Рорти 4
2. Критика Рачарда Рорти 9
Список использованной литературы 13
Читать дальше
Как альтернатива классическому прагматизму или аналитической философии неопрагматизм Ричарда Рорти, естественно, малопривлекателен для “традиционалистов” — представителей академической философии США, не разделяющих анархистских взглядов профессора из Вирджинии. Постмодернистское «переописание» прагматизма Джеймса — Ницше — Дьюи и аналитического комплекса идей Куайна — Селларса — Дэвидсона, осуществлённое Рорти, слишком радикально и не-/де-/конструктивно, чтобы вызвать широкий энтузиазм в среде профессиональных философов. (Ведь недостаточно сказать, что “новая” интерпретация (теория, словарная структура, дескрипция) лучше или эффективнее “старой” (или другой альтернативной “несоизмеримой” с ней теории), — надо ещё обосновать это утверждение — обосновать теоретически-аргументированно и доказательно.) Сегодня идеи Рорти “пользуются спросом”, он остаётся, как и 10-15 лет назад, одним из самых издаваемых, активно цитируемых и критикуемых авторов. Однако показательно, что при этом его тексты многими прочитываются не как философские, а скорее, как анти- или псевдо-философские, т.е. принимаются за образец того, как не следует философствовать. Радикальный метафилософский критицизм (и в США, и на “Континенте”) постепенно выходит из моды, уступая место более взвешенному, конструктивному, неигровому подходу к философствованию. Трудно сказать, насколько устойчива эта тенденция, распространит ли она своё действие на другие, помимо философии, сферы культуры и образования. Несомненно, лишь, что “конструктивный” подход в большей степени, чем “игровой” и анархистско-релятивистский, отвечает задачам философии как положительного исследования и удовлетворяет, следовательно, насущным потребностям современной культуры в рациональном осмыслении своего недавнего и ещё “актуального” прошлого — в объективной оценке того вклада, который внесли в философию ХХ века, в частности, Деррида, Лиотар, Рорти и их единомышленники.
Читать дальше
1. Боррадори Дж. Американский философ: Беседы с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кейвлом, Макинтайром, Куном. М.: Дом интеллектуальной книги: Гнозис, 1999. — 208 с.
2. Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. Из- 2-е. М.: УРСС. 2006. — 252 с.
3. Джохадзе И.Д. Ричард Рорти как историк философии // История философии. 2012. №17. С. 3‒24.
4. Марсубян Т., Райдер Дж. Американская философия. Введение. Идея-пресс. 2008. — 576 c.
5. Рорти Р. Обретая нашу страну: политика левых в Америке в ХХ веке. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. — 128 с.
6. Рорти Р. От религии через философию к литературе: путь западных интеллектуалов // Вопросы философии. 2003. № 3. С. 30–41.
7. Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета. 1997. — 298 с.
8. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. Москва: Издательство Пирамида. 1996. — 283 с.
9. Юлина Н.С. Философская мысль в США. ХХ век. М.: Изд. «Канон +». 2010. — 600 с.
10. Юлина Н.С. Постмодернистский прагматизм Ричарда Рорти. Вестком, Долгопрудный, 1998. — 100 с.
Читать дальше