В данной курсовой работе была рассмотрена проблема развития трудовых навыков детей среднего дошкольного возраста в аппликации, которая является актуальной на современном этапе развития педагогики, так как овладение навыками трудовой деятельности является продолжением формирования предметно-практической деятельности, овладение навыками самообслуживания обеспечивает детям бытовую самостоятельность.
Изучение литературы по исследуемой проблеме показало, что трудовая деятельность при правильной организации воспитательного процесса способствует повышению общего развития дошкольников, расширению их интересов, проявлению коллективизма в процессе труда, формированию нравственных качеств (трудолюбия, самостоятельности, ответственности за порученное дело, чувства долга, взаимопомощи). В процессе труда происходит дальнейшее интеллектуальное развитие детей, развивается их двигательная и умственная деятельность.
Трудовая деятельность детей в детском саду многообразна. Это позволяет поддерживать у них интерес к труду, осуществлять их всестороннее воспитание.
Проведенные наблюдения показали, что именно в процессе трудовой деятельности дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
В среднем дошкольном возрасте в трудовом воспитании важной задачей является воспитание навыков организации своей и общей работы, умение готовить заранее все необходимое, убирать использованные инструменты по окончании работы, предварительно очистив их от грязи, пыли, приводить, в порядок рабочее место.
В средних группах решается задача формирования элементарных навыков планирования, умения намечать последовательность работы, распределять обязанности между участниками, договариваться о совместной уборке после труда и т.д. Педагог при этом формирует положительные взаимоотношения между детьми, умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать качество работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из различных материалов. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дошкольники радуют других людей, создавая для них подарки.
Выводы по проведенному исследованию. Аппликация – наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформление стенгазет, стендов, выставок), но и в создания картин, панно, орнаментов и т.д.
Как показало наше исследование, разработанная нами система трудового воспитания детей среднего дошкольного возраста средствами аппликации достаточно эффективна.
Пути практического применения результатов исследования в области рассматриваемой темы мы видим в возможности использования теоретических и экспериментальных результатов по проблеме исследования, а также диагностических методик, проводимых педагогами в воспитательной практике ДОУ.