Содержание стр.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Психолого-педагогическая характеристика ребенка с ЗПР. …………..4
2. Деятельность школьного ПМП консилиума по сопровождению детей с ЗПР. Постановка цели и задач психологического сопровождения. … 12
3. Направления психологического сопровождения: …………………….14
3.1. диагностическая деятельность; ………………………………….. 15
3.2. коррекционно-развивающая деятельность; …………………….. 16
3.3. психологическое консультирование;………………………………18
3.4. профилактическая деятельность; ………………………………… 18
3.5. профориентационная деятельность………………………………...19
4. Составление индивидуальной психокоррекционной программы для детей с ЗПР, (младший школьный возраст) ……………………….............. 20
Заключение. ……………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………………………………...25
Читать дальше
Для успешного формирования личностных качеств, развития высших психических функций, формирования жизненных компетенций, ребенку с ЗПР необходимо создание специальных условий и возможностей успешного обучения и развития. И это не просто психологическая помощь, поддержка детей с ОВЗ, а полноценное психологическое сопровождение детей с момента поступления в школу и до ее окончания. В случае правильно выстроенной системы психологического сопровождения, создания всех необходимых условий ребенку, продуктивного взаимодействия всех субъектов данной деятельности большая часть детей в начальных классах компенсирует отставание в развитии. Таким образом, подтверждена актуальность темы данного реферата.
В первой части реферата по итогам теоретических исследований сделаны следующие выводы. Для детей с различными вариантами задержки психического развития необходим свой уровень психологической помощи и поддержки, рассчитанный на «зону ближайшего развития» ребенка с ЗПР.
Вторая глава была посвящена рассмотрению деятельности ПМП консилиума общеобразовательной школы по сопровождению детей с ЗПР. Сделан следующий вывод. Специалисты ПМПк составляют и реализуют программу психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР. Каждый специалист работает в своем направлении, тесно сотрудничая с другими коллегами, задействованными в этой программе.
В третьей части реферата была рассмотрена значимость деятельности педагога-психолога, выделены основные направления работы в психологическом сопровождении ребенка с ЗПР. Необходимо отметить следующий вывод. В процессе психологической помощи детям с ЗПР, в первую очередь, специалист обращает внимание не на недостаток ребенка, а на формирование и развитие личности ребенка, как части социума. В результате успешного развития ребенка с помощью квалифицированного и мудрого педагога-психолога, недостаток ребенка компенсируется.
Четвертая часть реферата была посвящена составлению индивидуальной программы психологического сопровождения для детей с ЗПР младшего школьного возраста. Вывод: для логичной, целенаправленной, систематической и успешной работы по психологическому сопровождению ребенка с ЗПР необходимо составление индивидуальной психокоррекционной программы. Педагог-психолог определяет, какой компонент в развитии «западает» у ребенка более всего. Направление работы определяется по этим «западающим кнопкам». Необходимо отметить, что в понятие психологического сопровождения ребенка с ЗПР в образовательной организации входит система психологической помощи и поддержки не только ребенку, но и родителям и педагогам.
Цель исследования достигнута, задачи решены.
Таким образом, важно понимать, что добиться от ребенка с ЗПР высокой успеваемости невозможно. Гораздо важнее для психолога в работе с детьми с ЗПР сформировать у них адекватное восприятие самого себя, привить общечеловеческие ценности, нормы поведения и морали, выработать навыки самообслуживания, научить конструктивному общению, самостоятельности и др. Только тогда ребенок сможет быть по-настоящему счастлив и успешен во взрослой жизни.
Читать дальше
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ Министерства образования и науки России от 19 декабря 2014 года № 1598//Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53.–ст.7598. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения 13.11.2021).
2. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В.Бабкина. – М.: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2006. –140с.
3. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] – М.: Школьная Пресса, 2006. – 80с. Режим доступа: http://childrens-needs.com/ (дата обращения: 10.11.2021)
4. Бейсова В.Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе/ В.Е. Бейсова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 283с.
5. Залесская О.В. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения: пособие для практического психолога / О.В.Залесская. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 27с.
7. Инденбаум Е.Л. Гостар А.А. Психология дизонтогенеза и основы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ / Е.Л.Инденбаум, А.А.Гостар. – И.:ИГУ, 2020. – 303с.
8. Шипова Л.В. Психология дошкольника с задержкой психического развития: учебное пособие/ Л.В.Шипова. – С., 2018. – 86 с.
Читать дальше