Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты международной торговли…….………………....5
1.1 Понятие, формы и методы международной торговли…….……………5
1.2 Развитие теории международной торговли……………………………..9
2 Место Германии в мировой экономике………………….……………….15
2.1 Характеристика внешнеэкономических связей Германии…….……...15
2.2 Положение Германии в международных рейтингах……….………….23
3 Перспективы развития внешнеэкономических связей Германии……...27
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованных источников……………………………………….33
Читать дальше
Для определения места национальной экономики в мировом хозяйстве и их классификации используется целый спектр относительных и абсолютных показателей отражающих, как вовлечённость страны в международную торговлю, так и движение факторов производства. При этом наибольшее значение имеют показатели, характеризующие внешнюю торговлю, которая является основой международных экономических отношений, механизмом обеспечения экономической интеграции мирового хозяйства, поспособствовав становлению валютно-финансовых и кредитно-денежных отношений, научно-технического сотрудничества, производственной кооперации и специализации.
Германия является одной из крупнейших стран Европы, однако её территория не обладает богатой минерально-сырьевой базой, способной удовлетворить потребности национальной экономики в основных ресурсах. Главные преимущества страны заключаются в её удобном географическом положении в центре Европы, а также выходе к морю, и как следствие возможности развивать промышленность на импортируемом сырье. Другими преимуществами страны является большое количество квалифицированных трудовых ресурсов и членство в ЕС, предоставляющее для немецких производителей доступ на огромный европейский рынок.
Структура экономики Германии типична для развитых стран: наибольший удельный вес в ВВП имеет сектор услуг, а в промышленном производстве преобладают отрасли обрабатывающей промышленности, характеризующиеся высоким уровнем развития инноваций.
Основными отраслями промышленности Германии является машиностроение (в том числе автомобилестроение, производство электротехники и электроники, медицинской техники, аэрокосмическая промышленность) и химическая промышленность (в том числе фармацевтика).
Структура хозяйства Германии отражается на характере внешней торговли страны. Для Германии, как и для других развитых стран, характерно преобладание в экспортной структуре промышленной, часто наукоёмкой и не требующей большого количества сырья продукции. Главной товарной группой экспорта Германии на протяжении десятилетий является товарная группа «машины и транспортное оборудование».
На географическую структуру Германии оказывает влияние членство страны в ЕС – 7 главных торговых партнёров – члены объединения, однако наиболее крупными торговыми партнёрами в последние годы выступают КНР и США, товарооборот с которыми растёт значительно быстрее, чем со странами Евросоюза. В целом же структура экспорта и импорта достаточно диверсифицирована, и в ней нет сильно выделяющегося на фоне других лидера.
Германия удерживает одни из наиболее высоких позиций в рейтингах по развитию человеческого и инновационного потенциала, а также условиями для развития бизнеса и инвестиций, что способствует её ведущему положению в мировой экономике.
Германия была и остаётся крупнейшим торговым партнёром России среди европейских стран и одним из ключевых игроков ЕС, во многом задающим тон российско-европейским отношениям. Несмотря на давление со стороны США и некоторых стран ЕС, Россия и Германия продолжают придерживаться своих интересов в энергетической сфере и реализовывать проект по строительству газопровода «Северный поток – 2». Реализуется ряд менее крупных проектов в различных секторах российской и германской экономики.
Таким образом, проанализировав структуру экономики и внешнеторговых связей страны, можно сделать вывод, что Германия обладает одной из наиболее развитых экономик современного мира и является одной из крупнейших торговых держав.
Читать дальше
Учебная литература
1. Вавилова Е. В., Бородулина Л. П. Международная торговля. – М.: Гардарики, 2006. – 287 с.
2. Ломакин В. К. Мировая экономика: уч. для студентов вузов, обуч. по экон. специальностям и направлениям / В. К. Ломакин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 671 с.
3. Фомичев В. И. Международная торговля: Учебник; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 446 с.
4. Фролова Т. А. Мировая экономика: конспект лекций. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 127 с.
Монографии и статьи
5. Портер М. Конкуренция. - М.: ИД «Вильямс», 2002. – 496 с.
6. Posner M. International Trade and Technical Change // Oxford Economic Papers. – 1961. – №13(3). – P. 323–341.
7. Vernon R. International Investment and International Trade in the Product Cycle // Quarterly Journal of Economics. – 1966. – №80 (2). – P. 190–207.
Статистические материалы
8. Германия // Мировой атлас данных Knoema [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://knoema.ru/atlas/Германия (дата обращения: 19.11.2021)
9. Таможенная статистика внешней торговли // Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:390760936825977::NO::: (дата обращения: 19.11.2021)
10. Торгово-экономическое сотрудничество России и Германии // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/b94dd03f74e0648871d5eebd6535d1c0/TEC_Germany_May_2021.pdf (дата обращения: 19.11.2021)
11. GDP (current US$) – Germany // The World Bank [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=DE (дата обращения: 19.11.2021)
12. International merchandise trade // UNCTADstat [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx (дата обращения: 19.11.2021)
Электронные источники
13. Обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности Федеративной Республики Германия в 2017 году // Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/economics_review/ (дата обращения: 19.11.2021)
14. Тренин Д. Россия и Германия: от отчуждения к новому соседству // Московский Центр Карнеги [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://carnegie.ru/2018/05/31/ru-pub-76473 (дата обращения: 19.11.2021)
15. Country Rankings // The Heritage Foundation [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.heritage.org/index/ranking (дата обращения: 19.11.2021)
16. Doing Business 2020 // Группа Всемирного банка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://russian.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/pdf/db2020/Doing-Business-2020.pdf (дата обращения: 19.11.2021)
17. Economic Key Facts Germany // KPMG [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://home.kpmg/de/en/home/insights/2020/10/international-business/economic-key-facts-germany.html (дата обращения: 19.11.2021)
18. German economy minister slashes 2021 growth forecast // Deutsche Welle [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.dw.com/en/german-economy-minister-slashes-2021-growth-forecast/a-59636414 (дата обращения: 19.11.2021)
19. The Global Competitiveness Report 2019 // World Economic Forum [Электронный ресурс] – Режим доступа: http http://www3.weforum.org/docs/WEF_TheGlobalCompetitivenessReport2019.pdf (дата обращения: 19.11.2021)
20. The Global Innovation Index 2020 // WIPO [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2020.pdf (дата обращения: 19.11.2021)
21. Umschwung im Weißen Haus – mehr Berechenbarkeit für transatlantische Handelsströme // KPMG [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://home.kpmg/de/de/home/insights/2021/02/mehr-berechenbarkeit-fuer-transatlantische-handelsstroeme.html (дата обращения: 19.11.2021)
Читать дальше