Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Президент как глава государства…………………………….….………5
1.1. Место и роль президента в системе управления государством …….……5
1.2. Функции и полномочия президента в различных сферах ………………13
Глава 2. Правовое положение Президента Российской Федерации .…..……….17
2.1 Полномочия Президента РФ, связанные с формированием других государственных органов и по оказанию воздействия на их деятельность……17
2.2 Взаимодействие Президента со всеми ветвями власти……………………..26
Заключение ……………………………………………………….…………..…… 32
Список используемых источников ……………………………………………… 34
Читать дальше
Анализ законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере приводит к следующим выводам.
Институт президентуры в современной России может быть охарактеризован совокупностью следующих факторов, важных для понимания роли Президента РФ в отношениях с органами исполнительной власти субъектов. К ним следует отнести:
а) централизм сформировавшейся системы государственного управления, получающий выражение в подконтрольности и подотчетности главе государства высших должностных лиц субъектов и, соответственно, всех иных региональных органов исполнительной власти;
б) ярко выраженный дискреционный характер компетенции Президента РФ в рассматриваемой сфере, оставляющий широкие возможности для проведения инициативной политики, усмотрения главы государства при принятии решений;
в) формирование при главе государства мощного вспомогательного аппарата, обеспечивающего реализацию его полномочий, деятельность которого создает условия для согласованного функционирования органов исполнительной власти в соответствии с определенными Президентом направлениями политики государства. Правовая основа полномочий Президента, связанных с формированием и деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ, сформирована в рамках последовательного принятия мер, направленных на обеспечение единства конституционного пространства и повлекших усиление унитарных начал в отношениях Федерации и ее субъектов.
Основополагающие принципы отношений центра и регионов (и, в частности, отношений Президента и органов исполнительной власти субъектов), закрепленные Конституцией РФ, были наполнены конкретным содержанием в текущем федеральном законодательстве и получили развитие в правовых позициях Конституционного Суда РФ. Корректируя закрепленные Федеральным законом № 189-ФЗ «общие принципы» организации органов государственной власти субъектов (в том числе в целях наделения Президента дополнительными, прямо не предусмотренными Конституцией, полномочиями в отношениях с данными органами), федеральный законодатель обеспечил необходимую степень централизации управления государственными делами без внесения изменений в Конституцию.
Оценивая существующую систему наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов РФ, следует отметить следующее.
С одной стороны, значительные полномочия Президента как непосредственного участника данного процесса обеспечивают их согласованное функционирование, конструктивное взаимодействие с федеральными органами государственной власти. Глава государства наделен инструментарием, позволяющим вовлечь региональные элиты в реализацию общенациональных задач, выводя их за рамки сугубо местных интересов.
С другой стороны, необходимо помнить, что предусмотренное Конституцией единство исполнительных органов федерального уровня и субъектов Федерации является прежде всего единством взаимодействия (координации), а не субординации. «Сконцентрированность» органов исполнительной власти на фигуре Президента, чрезмерный централизм системы государственного управления способны привести к нарушению баланса сил в системе сдержек и противовесов во взаимоотношениях центра и регионов.
Читать дальше
1. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ) //СЗ РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.
1. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ. // СЗ РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
2. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ. // СЗ РФ. - 2002. - № 5. - Ст. 375.
3. О Государственном совете Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.09.2000 № 1602. // СЗ РФ. - 2000. - № 36. - Ст. 3633.
4. Баев, В. Г. Теория конституционного права : учебное пособие / В. Г. Баев, В. В. Никулин. — Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2015. — 82 c.
5. Бондарчук, Р. Ч. Актуальные проблемы конституционного права : учебное пособие / Р. Ч. Бондарчук. — Москва : Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2015. — 100 c.
6. Братановский, С. Н. Конституционное право : учебник / С. Н. Братановский. — Саратов : Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012. — 705 c.
7. Иналкаева, К. С. Конституционное право Российской Федерации : учебное пособие / К. С. Иналкаева ; под редакцией И. Я. Эльмурзаев. — Саратов : Вузовское образование, 2018. — 276 c.
8. Киселёв, А. И. Теория и практика конституционного права : учебное пособие / А. И. Киселёв. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2009. — 267 c.
9. Колошинская, Н. В. Конституционное право России : учебное пособие / Н. В. Колошинская, О. Г. Бодунова. — Санкт-Петербург : Троицкий мост, 2016. — 168 c.
10. Конституционное право Российской Федерации : учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр») / И. А. Алжеев, И. Б. Власенко, Е. Ю. Догадайло [и др.] ; под редакцией С. И. Носов. — Москва : Статут, 2014. — 391 c.
11. Курс по конституционному праву России / . — Новосибирск : Сибирское университетское издательство, Норматика, 2017. — 186 c.
12. Смоленский, М. Б. Конституционное право : учебник для бакалавров / М. Б. Смоленский, М. В. Алексеева. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2013. — 542 c.
13. Дзидзоев, Р. М. Правовой иммунитет Президента России, прекратившего исполнение своих полномочий: теория и законодательство / Р. М. Дзидзоев // Власть Закона. – 2021. – № 1(45). – С. 72-80.
14. Анохин, Ю. В. К вопросу о правозащитных полномочиях Президента Российской Федерации / Ю. В. Анохин, Е. В. Красилова // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2021. – № 3(44). – С. 171-177. – DOI 10.51980/2542-1735_2021_3_171.
15. Камерист, К. Е. Некоторые формы реализации полномочий Президента Российской Федерации / К. Е. Камерист // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 35. – С. 2187-2193.
16. Фадевнина, Д. К. Поправки к Конституции России, изменившие полномочия Президента / Д. К. Фадевнина // Молодежь. Наука. Инновации. – 2020. – Т. 2. – С. 30-35.
17. Шабашова, П. О. Анализ полномочий Президента РФ в свете конституционной реформы / П. О. Шабашова // Российское право онлайн. – 2021. – № 1. – С. 93-96. – DOI 10.17803/2542-2472.2021.17.1.093-096.
18. Коновалов, Д. Д. Досрочное прекращение полномочий Президента РФ по состоянию здоровья: критерии и процедуры / Д. Д. Коновалов // Конституционное и муниципальное право. – 2021. – № 4. – С. 64-67. – DOI 10.18572/1812-3767-2021-4-64-67.
19. Вахромова, И. А. Полномочия президента в органах исполнительной власти / И. А. Вахромова, А. В. Поздеев // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2020. – № 1-2. – С. 352-355.
Читать дальше