В исследовании были рассмотрены вопросы, касающиеся правового статуса дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, иммунитетов и привилегий данных институтов и их персонала, а также проблем, с которыми сталкиваются дипломатические представительства и консульские учреждения при осуществлении своих функций.
Дипломатические представительства и консульские учреждения, являясь государственными органами, входят в систему органов внешних сношений, в которую включаются все органы государства, с помощью которых осуществляются связи с другими государствами, а также иными субъектами международного права.
Законодательное регулирование правового статуса дипломатических представительств и консульских учреждений является многоуровневым, так как содержит в себе как нормативно-правовые акты международного уровня, так и национальные акты. Нелогичным со стороны законодателя является отсутствие на национальном уровне Дипломатического устава РФ, в то время как Консульский устав был принят еще в 2010 году и который кодифицировал нормы о правовых основах осуществления консульской деятельности. Несмотря на существование ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел РФ» все еще ведутся споры о том, можно ли выделять дипломатическую службу как отдельную отрасль в силу отсутствия такого же унифицированного акта как Консульский устав РФ.
Международная доктрина выделяет три вида дипломатических представительств - посольства, миссии и иные официальные представительства, ввиду выполнениями данными институтами различных функций. На данный момент функции дипломатического представительства закреплены Венской конвенцией 1961 г., которая закрепляет достаточно обширный их перечень, но вполне обоснованный, так как большинство функций направлено на поддержание и осуществление важнейших функций: представительства государства за его пределами и защита его граждан за рубежом.
Перечень дипломатических иммунитетов и привилегий закреплен на международном уровне и является достаточно полным. Но, несмотря на это, существуют ряд проблем, связанных с недостаточным толкованием Венской конвенции о дипломатических сношениях некоторых иммунитетов. Возможно, решением проблемы станут поправки в Венскую конвенцию, связанные, прежде всего, с сокращением некоторых иммунитетов. Например, иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания можно сохранить только для преступлений легкой тяжести (классификация преступлений при этом должна проводиться в соответствии с законодательством страны пребывания). Это, в свою очередь, снизило бы количество преступлений, совершаемых дипломатами, так как отпал бы аспект безнаказанности и вседозволенности в дипломатической службе. Очень важно понимать, что дипломат является лицом, представляющим интересы государства за его пределами. Именно поэтому в целях снижения риска умаления авторитета аккредитующего государства стоит перерассмотреть некоторые иммунитеты членов дипломатического персонала.
В соответствии с классом консульского учреждения определяются и классы их глав: 1) генеральные консулы; 2) консулы; 3) вице-консулы: 4) консульские агенты. Система консульских функций во многом схожа с функциями дипломатического представительства. Различие проявляется в масштабах деятельности комментируемых учреждений – консульское учреждение выполняет свои функции в пределах своего консульского округа.
С выводом о том, что консульские функции в целом похожи на функции дипломатических представительств был сделан вывод и о том, что консульские привилегии и иммунитеты в прогрессивном развитии должны прийти к тому же объему, что и дипломатические. В доказательство этому существует множество двусторонних конвенций, в которых страны подробно прописывают иммунитеты и привилегии, которыми наделяется консульское служебное лицо, а также (в некоторых случаях) члены его семьи на территории государства пребывания.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что правовой статус дипломатических представительств и консульских учреждений РФ является динамичным, так как, к сожалению, в большинстве зависит от международной политической обстановки. Стоит помнить, что эти учреждения являются тем звеном, с помощью которого осуществляются межгосударственные связи, которые являются неотъемлемой частью процесса глобализации.