ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ....................................................................................................6 1.1. Сущность и содержание понятия «целостная картина мира»......................6 1.2. Особенности формирования целостной картины мира у старших школьников............................................................................................................15 Выводы по 1 главе.....................................................................................................19 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ..........................................20 2.1. Формирование целостной картины мира на уроках физики......................20 2.2. Межпредметная интеграция как фактор формирования у обучающихся целостной картины мира.....................................................................................29 Выводы по 2 главе...................................................................................................33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................38

Межпредметный подход в формировании целостной картины мира у учащихся основного общего образования

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
86% уникальность
2021 год
39 просмотров
Браиловская А.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ....................................................................................................6 1.1. Сущность и содержание понятия «целостная картина мира»......................6 1.2. Особенности формирования целостной картины мира у старших школьников............................................................................................................15 Выводы по 1 главе.....................................................................................................19 ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ..........................................20 2.1. Формирование целостной картины мира на уроках физики......................20 2.2. Межпредметная интеграция как фактор формирования у обучающихся целостной картины мира.....................................................................................29 Выводы по 2 главе...................................................................................................33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................38
Читать дальше
Актуальность исследования. Реформирование и инновационные преобразования всех ступеней современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами, связанными, прежде всего, с формированием личности обучающегося – целеустремленной, самостоятельной, мобильной, способной к восприятию и осмыслению целостной картины мира. Межпредметный подход обеспечивает школьникам возможность изучения окружающего мира во всем его многообразии с привлечением знаний из различных областей. Формирование целостной картины мира является необходимой предпосылкой личностного становления ребенка. По мере ее формирования происходят качественные изменения сознания и личности в целом, совершенствуется способность более полно и глубоко понимать окружающий мир, и свое место в нем. Целостную картину мира можно считать своеобразной системой координат, которая определяет активность, жизненные приоритеты личности, направленность деятельности. Степень разработанности проблемы. Дидактическое и методическое обеспечение формирования целостной картины мира у школьников исследовано и обосновано З.А. Клепининой, Г.


Хотите узнать стоимость докторской диссертации в Иркутске ? Заходите на Work5.


.Н. Аквилевой, А.А. Румянцевой, А.А. Плешаковым и др. Несмотря на достаточную изученность указанной проблематики, формирование целостной картины мира у школьников в контексте межпредметного подхода имеет ряд нерешенных вопросов. Проблема исследования. Существует противоречие между необходимостью своевременного формирования целостной картины мира у школьников и недостаточной разработанностью теории и практики ее формирования с точки зрения межпредметного подхода. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования позволил выявить противоречия между: - наличием требований к всестороннему развитию школьников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью вопросов межпредметного подхода к формированию целостной картины мира с другой; - в теории разработаны некоторые принципы, которые дают общее представление о целостной картины мира с другой, с одной стороны, но не предложены технологии ее формирования на разных уроках, с другой». Объект исследования – процесс формирования целостной картины мира у школьников. Предмет исследования – педагогические условия формирования целостной картины мира у обучающихся старшего школьного возраста. Гипотеза исследования. Формирование целостной картины мира у старших школьников будет проходить более успешно при реализации педагогический условий: – освоением причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.) посредством исследований и опытов (экспериментирование); – освоением родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.) через коллекционирование (классификация). Цель исследования – изучить межпредметный подход в формировании целостной картины мира у учащихся основного общего образования. Задачи исследования: – рассмотреть сущность и содержание понятия «целостная картина мира»; – изучить особенности формирования целостной картины мира у старших школьников; – проанализировать формирование целостной картины мира на уроках физики; – проанализировать межпредметная интеграция как фактор формирования у обучающихся целостной картины мира. Методы исследования – сравнение и анализ. Теоретическое значение курсовой работы состоит в дальнейшем теоретическом осмыслении научных представлений о формировании целостной картины мира у обучающихся среднего и старшего школьного возраста как о специфическом способе восприятия мира, влияющем на жизнедеятельность индивида; в изучении возможностей межпредметного подхода для формирования у учащихся целостной картины мира. Практическая значимость курсовой работы. Работу можно исследовать при изучении формирования целостной картины мира у учащихся. Курсовая работа объемом 40 страниц состоит из Введения, двух глав и выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, из которых 35 работ на русском языке.

Читать дальше
В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы. Целостная картина мира школьника представляет собой полное и глубокое восприятие, понимание окружающего мира, с отведением себе в нем определенного осознанного места и осознанием полезности собственной деятельности для его сохранения и улучшения. Формирование целостной картины мира определяется когнитивным, ценностно-смысловым и операционно-деятельностным критериями. Когнитивный критерий характеризуется представлениями о мире; знаковыми системами, отражающими мир, формированием общей схемы картины мира; владением понятиями, описывающими картину мира; осознанностью, актуализированностью. Ценностно-смысловой критерий характеризуется наличием суждений о значимости мира для познающего субъекта. Операционно-деятельностный критерий характеризуется умением субъекта объединять знания, устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. При формировании целостной картины мира у школьников необходимо учитывать их возрастные особенности. В данном возрастном периоде значительно возрастает объем и качество познавательной деятельности, самостоятельности, когнитивных процессов, от которой зависит успешное формирование целостной картины мира у школьников. Для организации процесса формирования целостной картины мира у школьников на уроках необходимо опираться на самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, в которой не только расширяются и углубляются знания об окружающем мире, но и формируется ценностное отношение к нему, а также накапливается опыт активной самостоятельной познавательной деятельности школьников. Педагогическими условиями, обеспечивающими формирование целостной картины мира у школьников, являются: использование возможностей межпредметной интеграции при освоением причинно-следственных связей и отношений (представления о связях и зависимостях в неживой и живой природе и т.п.) посредством исследований и опытов (экспериментирование); освоение родо-видовых (иерархических) отношений (представления о видовом разнообразии в природе, о видах рукотворных предметов и т.п.) через коллекционирование (классификация); освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной стране) посредством «путешествия по карте». Самостоятельная познавательная деятельность школьников на уроках, как средство формирования целостной картины мира, помогает усвоить качества предметов и явлений окружающего мира и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения; формирует мотивацию к познанию; расширяет и обогащают знания, утверждают их познавательные интересы. В связи с этим мыслительная деятельность проявляется активнее, ответы учащихся становятся более развернутыми, логичными, обоснованными, в знаниях появляется систематичность. В результате проведенного исследования сформулированы положения, выносимые на защиту: 1. Целостная картина мира – это система образов и связей между ними, представлений о мире и месте человека в нем, о взаимоотношениях человека с действительностью, о своей роли и месте в мире, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях. 2.Целостная картина мира – это результат целостного осмысления действительности, которая в значительной степени является основой развития личности, мировоззренческих установок в условиях информационного общества, определяется познавательными процессами и ценностями окружающего мира. 3.Дополнение и обогащение человеком собственной картины мира способствует более эффективной деятельности, открытости к новому.
Читать дальше
1. .Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/[Дата обращения: 30.10.2021]. 2. 050203 Физика. Государственный образовательный стандарт. https://eduscan.net/standart/050203 [Дата обращения: 30.10.2021]. 3. Агибова ,И. М. НИРС в системе профессиональной подготовки учителя физики в университете / И.М. Агибова // ФССО-01: Тезисы докладов. Ярославль: изд. ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2016.– С. 132 - 133. 4. Аксенова, Ю. А. Картина мироустройства в рисунках детей и взрослых / Ю. А. Аксенова // Модели мира. – М. : Российская Ассоциация искусственного интеллекта, 2017. - С.181 -194. 5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2020. – 228 с. 6. Архипкин, В. Г. Естественнонаучная картина мира : Учеб. пособие / В. Г. Архипкин. – Красноярск : Красноярский государственный университет, 2019. – 320 с. 7. Баран, Н. Ю. Формирование целостно-эстетического представления об окружающем мире / Н. Ю. Баран // Начальная школа. – 2016. – №4. – С.44-50. 8. Белых, А. С. Картина мира как функциональный мировоззренческий продукт [Электронный ресурс] / А. С. Белых // Клуб практической философии «Честь и Свет». – Р-н/Д., 2004. – Режим доступа: http://www.chestisvet.ru/index.php4?id=25&otv=44. - [Дата обращения: 30.10.2021]. 9. Берулава, Г. А. Образ мира как мифологический символ / Г. А. Берулава. – М. : Пед. об-во России, 2017. – 46 с. 10. Бляхер, Е. Д. Научная картина мира как форма миропредставления: вопросы типологии / Е.Д. Бляхер// Научная картина мира. Общекультурное и внутринаучное функционирование.–Екатеринбург, 2018.– 240 с. 11. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 2016. - 256 с. 12. Босова, Л. М. Концептуальная картина мира как основа понимания смысла речевого произведения [Электронный ресурс] / Л. М. Босова // – Режим доступа: http: // elib.altstu.ru / elib/books / Files / pa1999_1 / pages / 30 / pap_30.html [Дата обращения: 30.10.2021]. 13. Валицкая, А. П. Новая школа России: культуротворческая модель: Монография / Под ред. В. В. Макаева. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017.– 320 с. 14. Виноградова, Л. П. Приобщение их школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис… канд. пед. наук / Л. П. Виноградова. – Комсомольск-на - Амуре, 2014. – 21 с. 15. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн. –М.: АСТ, 2019.– 320 с. 16. Височина, Е. И. Проблемы изучения художественной картины мира / Е.И. Височина// Вопросы философии. 2018. – № 10.– С. 4-8. 17. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. –СПб. : Союз, 2017. – 224 с. 18. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Опыт экзистенциальной культурологии / Г. Д. Гачев . – М. : Логос, 2018. – 424 с. 19. Головко, О. С. Экологическая педагогика? Да! / О. С. Головко // Учитель. – 2016. – № 2. – С. 15-16. 20. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. – М. : 2017. – 250 с. 21. Ипполитова, Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. – 2012. – № 1. – С.8-14. 22. Исаев, А. А. Философия как экзистенциальный выбор / А. А. Исаев // Философские науки. – 2015. – №6. – С.59-72. 23. Килькеев, В. Н. Клиффорд Гирц: концепция культуры и семиотический подход к ее изучению / В. Н. Килькеев // Вестник Челябинского государственного университета. – 2019. – №11 (149). Философия. Социология. Культорология. – Вып.11. – С.138-142. 24. Корочкин, Ф. Ф. Картина мира и образ мира как технологии социогуманитарного исследования [Электронный ресурс] / Ф. Ф. Корочкин // – Режим доступа: http://aesthetics-herzen.narod.ru/issl.html [Дата обращения: 30.10.2021] 25. Кривских, О. Г. Экологическая картина мира как продукт современной эпохи / О. Г. Кривских // Философия и наука : материалы IV-й всерос. науч. – практ. конф. аспирантов и соискателей, Екатеринбург, 11 мая 2005 г. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – С. 96-100. 26. Кривских, О. Г., Использование материалов экскурсий в формировании образа экологической картины мира / О. Г. Кривских, Л. В. Моисеева // Совершенствование методики обучения естественно-географических дисциплин в школе и вузе : материалы регион. Науч. – метод. семинара, Казань, ТГГПУ, 6-7 дек. 2006 г. / Под ред. И.Т. Гайсина. – Казань : ТГГПУ, 2016. – С. 34-37. 27. Мейлах, Б. С. Философия искусства и художественная картина мира / Б.С. Мейлах// Вопросы философии. 2018.– № 7.– С. 3-8. 28. Овчинников, Ю. А. Эстетическая картина мира и ценностные ориентации/ Ю.А. Овчинников // Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования: Тезисы доклада научной конференции. Петрозаводск, 2018.– 240 с. 29. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования[Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок". – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/527712/ [Дата обращения: 30.10.2021]. 30. Синяков, А. П. Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи» / А.П. Синякоа// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2019. –№113.– С. 4-7. 31. Степанова, О. В. Развитие познавательных универсальных учебных действий как педагогическая проблема / О.В. Степанова // Молодой ученый. –2016.– №2. –С. 851-853 32. Суворова, И.М. Картина мира как предпосылка формирования ценностных ориентаций в современном школьном образовании [Электронный ресурс] / И.М. Суворова. – Режим доступа: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/143/suvorova_143_44_50.pdf /[Дата обращения: 30.10.2021]. 33. Федорова, В.Н. Межпредметные связи / В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшин. –М.: Педагогика, 2017. –446 с. 34. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер с нем. / М. Хайдегер.–М.: Республика, 2016.– 250 с. 35. Черкес – Заде Н. М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса: автореф. … канд. пед. наук / Н. М. Черкес-Заде. –М., 1968.– 16 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
Подсудность уголовных дел военным судам
Количество страниц:
90
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовный процесс
реферат
Политический и социальный строй Московского государства в XV – XVI вв
Количество страниц:
12
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
История
курсовая работа
Интернет-СМИ как субъект манипулирования общественным сознанием
Количество страниц:
30
Оригинальность:
98%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Журналистика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image