На основе историко-правового анализа деятельности военных судов обоснована их общественно значимая значимость как специализированной подсистемы судов в системе судов общей юрисдикции при осуществлении судебной власти в Вооруженных Силах и других воинских формированиях в целях обеспечения национальной безопасности и независимости России.
Военные суды представляются обывателю как скрытый от посторонних глаз институт – некий репрессивный орган Минобороны России. В бытовом сознании они, как правило, ассоциируются с военными трибуналами, действовавшими в годы Великой Отечественной войны. Популярность этого мифа объясняется закрытостью военных судов, в том числе из-за государственной тайны в уголовных делах о преступлениях террористической направленности – эта категория дел отнесена к подсудности четырёх военных судов РФ.
В бытовом сознании «военный суд» или «военный трибунал» действительно звучит угрожающе. В исторической ретроспективе же многие вовсе приравнивают военные суды к репрессивным органам, хотя подобное представление абсолютно ошибочно. Массовые репрессии производились силами особых троек и особых совещаний НКВД СССР, к деятельности этих внесудебных органов ни военные трибуналы, ни вообще суды никакого отношения не имели. Более того, в годы Великой Отечественной войны в прифронтовой полосе подавляющее большинство обычных судов переводилось в систему военных трибуналов, возвращая себе прежний статус по мере отдаления линии фронта.
Что касается утверждения о принадлежности военных судов к Минобороны России, то оно также ошибочно. После распада СССР военные трибуналы, переименованные в военные суды, вошли в состав судебной системы РФ. Формирование судейского корпуса военных трибуналов осуществлялось путём назначения на судейские должности офицеров. При этом назначаемые на должности судей военнослужащие, которые могли относиться не только к Минобороны России, но и к другим силовым ведомствам, из состава этих ведомств исключались с сохранением за ними только правового положения военнослужащих. То есть Минобороны России и другие силовые ведомства уже в то время имели отношение лишь к материальному обеспечению военных трибуналов, возможность вмешаться в судебную работу у них отсутствовала.
Военные суды – специализированные суды, объективно необходимая подсистема единой системы судов Российской Федерации; не принадлежат к чрезвычайным судам, поскольку их организация в соответствии с требованием независимости, беспристрастности и осуществления правосудия посредством различных видов судопроизводства соответствует тем же принципам и правилам, которые предусмотрены для всех судов общей юрисдикции, включая особенности обжалования и требования к исполнению судебных решений. Военные суды имеют особенности организации и деятельности в единой системе судов Российской Федерации, обусловленные предметно-субъектными характеристиками, а также составом рассматриваемых дел.
Следует подчеркнуть, что военные суды входят в систему судов общей юрисдикции и от неё никак не обособлены. При наличии оснований дела практически всех категорий – и уголовные, и гражданские, и дела об административных правонарушениях – могут быть переданы по подсудности как из гарнизонного военного суда в районный суд, так и обратно.
Отличие военных судов состоит лишь в том, что они осуществляют судебную власть в войсках. Если говорить про территориальную юрисдикцию, то тут тоже есть различие. По общему правилу она производится по административно-территориальному делению страны. Между военными же судами юрисдикция разграничивается по военно-административному делению применительно к дислокации войск.
По категориям рассматриваемых дел специфика военных судов заключается в том, что сторонами по ним, как правило, являются военнослужащие и органы военного управления. Вместе с тем к подсудности военных судов, расположенных за границей, относится весь спектр судебных дел в отношении не только военнослужащих, но и иных граждан России, имеющих отношение к деятельности соответствующих воинских контингентов.
Все воинские правонарушения подразделяются на преступления против военной службы и дисциплинарные проступки. С формальной стороны суть всех воинских правонарушений заключается в нарушении требований, установленных в различных правовых актах. Однако по характеру общественной опасности одни воинские правонарушения будут являться преступлениями, а другие дисциплинарными проступками. Вместе с тем, по своим внутренним и внешним признакам они зачастую во многом схожи.
Система военных судов представлена окружными (флотскими) военными судами и гарнизонными военными судами, Кассационным военным судом, Апелляционным военным судом. Вышестоящим органом является Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, которая непосредственно в систему военных судов не входит.
Законодатель допускает создание военных судов за пределами Российской Федерации в случае дислокации части, предприятия, учреждения или организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований и военных органов за пределами территории Российской Федерации, следовательно, военные суды могут создаваться по месту их нахождения, но только тогда, когда это предусмотрено международным договором Российской Федерации. Если дела о правонарушениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, рассматриваются военным судом в отношении хотя бы одного из соучастников, и выделение уголовного дела в отношении других лиц невозможно, эти дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.
Следует отметить, что на практике могут возникнуть трудности при определении подсудности в отношении военнослужащих или бывших военнослужащих. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике судебного применения положений о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» предусматривает, что при рассмотрении исков в судопроизводстве, следует иметь в виду, что истцами могут быть:
- военнослужащие;
- граждане, прошедшие военную подготовку;
- граждане, состоящие в мобилизационном резерве;
- лица, освобожденные от военной службы;
- органы военного управления и военные должностные лица.
Ответчиками могут быть:
- органы военного управления и военные должностные лица;
- военнослужащие;
- граждане, прошедшие военную подготовку;
- граждане, состоящие в мобилизационном резерве;
- лица, освобожденные от военной службы.
Основным критерием отнесения дел к подсудности военных судов является особый статус военных.
Также следует отметить, что сегодня военные суды по закону наделены полномочиями рассматривать отдельные уголовные дела, особенно в отношении гражданских лиц – в случае размещения таких судов за пределами территории России, а также по ряду определенных преступлений.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона о военных судах, эти суды, созданные за пределами территории России, подсудны по всем уголовным делам, переданным на рассмотрение федеральным судам общей юрисдикции, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В целях восполнения пробела в регулировании территориальной подсудности военных гарнизонных судов, конкретизируя существующие правовые нормы, нами предлагается следующее:
Часть 1 статьи 21 Федерального конституционного закона «О военных судах», относящаяся к подсудности военного гарнизонного суда, дополнить положением о распространении подсудности гарнизонного военного суда на территорию, на которой находятся воинские части и формирования, которые относятся к одному или нескольким военным гарнизонам, расположенным на территории одного или нескольких субъектов России.
Можно выделить отдельные периоды в развитии уголовной ответственности за преступления против военной службы:
1) зарождение первых военно-правовых актов (XVII – начало XVIII века), который характеризуется появлением первых норм об уголовной ответственности за военные преступления. При этом такие нормы еще не объединяются в отдельные акты, разрознены и не систематизированы;
2) развитие военно-уголовного законодательства и отрасли военного-уголовного права (начало XVIII – начало XX века), который характеризуется появления первых военно-уголовных кодексов;
3) совершенствование норм о военных преступлениях (1917-1991 годы), характеризуется появлениям в законодательстве понятия «военные преступления», постоянным уточнением диспозиций соответствующих преступлений, совершенствованием системы наказаний за них.
- установлено, что основными преступлениями против военной службы, распространенными на территории Российской Федерации являются преступления против порядка пребывания на военной службе.
Количественные показатели совершения таких преступлений можно считать относительно стабильными. Рост числа некоторых из них в 2014-2015 годах связано с началом конфликта на юго-востоке Украины – уклоняться от военной службы и самовольно покидать ее военнослужащие стали опасаясь того, что будут направлены в зону вооруженного конфликта на Донбассе.
Отметим необходимость рассмотрения органами досудебного следствия и суда всей множественности причин, которые привели к общественно опасным последствиям материальных составов преступления против военной службы для установления наличия причинно-следственной связи между ними и деянием виновного лица, необходимость тщательного анализа субъективных и объективных признаков преступлений против военной службы.