Введение 3 Глава 1. Особенности процесса адаптации детей мигрантов к новой среде 5 1.1 Теоретические подходы к исследованию проблемы адаптации мигрантов к новой среде 5 1.2 Особенности социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов 12 1.3. Особенности социальной интеграции детей мигрантов средствами образования 17 Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей детей мигрантов 21 2.1 Объект, предмет, цель, задачи и гипотезы исследования 21 2.2 Методы и методики исследования 21 2.3 Характеристика выборки и процедура сбора данных 23 2.4 Результаты исследования и их интерпретация 23 Заключение 29 Список литературы 31

Стратегии поддержки детей мигрантов в адаптации к школе

курсовая работа
Психология
35 страниц
87% уникальность
2021 год
24 просмотров
Васильева А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Особенности процесса адаптации детей мигрантов к новой среде 5 1.1 Теоретические подходы к исследованию проблемы адаптации мигрантов к новой среде 5 1.2 Особенности социально-психологической адаптации детей из семей мигрантов 12 1.3. Особенности социальной интеграции детей мигрантов средствами образования 17 Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей детей мигрантов 21 2.1 Объект, предмет, цель, задачи и гипотезы исследования 21 2.2 Методы и методики исследования 21 2.3 Характеристика выборки и процедура сбора данных 23 2.4 Результаты исследования и их интерпретация 23 Заключение 29 Список литературы 31
Читать дальше
Внимание ученых к исследованию процесса адаптации, как важного способа сохранения жизнеспособности человека в постоянно меняющемся мире, в последнее время увеличивается. Изучая механизмы адаптации, ученые делают большой вклад в накопление знаний об отношениях человека с природой и социумом, с самим собой и другими людьми, получая вероятность предсказывать его поведение в будущем. Потоки нерегистрируемой трудящийся силы, передвигающейся между субъектами РФ, как демонстрируют исследования, составляют примерно 3 млн. человек. При этом, более мощнейший поток населения ориентирован в Центральные районы и города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Эти регионы наиболее ценны как развитые в социально-экономическом отношении. В последние годы миграционный поток вырос в среднем в 1,5 раза. Сообразно статистическим сведениям, на внутреннюю миграцию приходится приблизительно 90% миграционного оборота в стране.


Если вы не знаете, где можно заказать бизнес план в москве , заходите на сайт Work5 и заполняйте форму заказа.


. В свою очередь миграционные процессы приводят к появлению целого комплекса задач детской адаптации к различным социальным институтам в том числе. Одними из ключевых условий адаптационного процесса детей мигрантов считается удовлетворение их своевременных потребностей. Между тем, наибольший смысл приобретают потребности не только в материальном обеспечении, комфортном месте проживания, но и в чувстве общности и причастия к конкретной группе, а также в общении, в самореализации и способности быть самим собой, в социально-психологической безопасности и убежденности в будущем, то есть в социально-психологической адаптации к школьной среде, так как именно процесс обучения является ведущей деятельностью в данном возрасте. Объект исследования: миграционная адаптация Предмет исследования: особенности социально-педагогической поддержки детей мигрантов в школьной адаптации Цель исследования: исследовать эффективность цикла занятий, направленных на адаптацию детей мигрантов к школе. Задачи исследования: 1. Произвести анализ работ, направленных на изучение процесса миграционной адаптации. 2. Изучить особенности процесса школьной адаптации детей мигрантов. 3. Исследовать эффективность цикла занятий [21], направленных на содействие в адаптации детей мигрантов к школе. Гипотезы: 1. Существуют статистически значимые различия по шкале самооценка у детей до и после прохождения цикла занятий. 2. Существует разница самоощущения в школьной среде у детей мигрантов до и после прохождения цикла занятий. Методики и методы исследования: Методы психологической диагностики: 1. Методика «Рисунок Человека» К. Маховер [17]. 2. Методика «Рисунок несуществующего животного» М. Дукаревич [31]. 3. Методика «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинд, Е.Ф. Бажин [32]. 4. Методика «Самооценка» Т.В. Дембо, С.Я. Рубенштейн [17]. Выбор данных методик обусловлен необходимостью изучить личностные характеристики школьников до и после проведения занятий. С помощью данных методик возможно проанализировать динамику самооценки школьников, их отношение к школе, а также подкрепить или поставить под сомнения полученные результаты посредством качественного анализа проективных методик. Кроме того, нами были использованы методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни) В выборку нашего исследования вошли 35 детей мигрантов из Ближнего зарубежья, учеников 1-х классов одной параллели, из них 20 девочек и 15 мальчиков.

Читать дальше
Целью нашей работы являлось исследование эффективности цикла занятий, направленных на адаптацию детей мигрантов к школе. Поставив перед собой несколько задач, мы произвели анализ работ, направленных на изучение процесса миграционной адаптации, что дало нам понять, что проблема адаптации детей мигрантов является активно и давно изучаемой, однако единой, целостной концепции, которая ответила бы на все вопросы на данный момент нет. Попытка изучить особенности процесса школьной адаптации детей мигрантов привела нас к выводам о том, что школьная адаптация для детей мигрантов является довольно стрессовым периодом, на который могут повлиять как представители педагогического состава, такие как учителя, педагоги-психологи, логопеды, так и родители и сверстники. Следовательно, внимательное отношение к проблеме адаптации подрастающего поколения, организация им своевременной поддержки и помощи со стороны взрослых будут способствовать профилактике отклоняющегося поведения, развитию адаптационного потенциала молодежи, их коммуникативной компетентности и способности понять и принять другого, «непохожего». Поставив перед собой задачу исследовать эффективность цикла занятий представленных в Арт-альбоме «Твоя жизнь на новом месте» для детей, направленных на содействие в адаптации детей мигрантов к школе, авторами которого являются Лейбман И.Я., Чернышева У.В., Фейгельман О.М. является целесообразным обратиться к гипотезам исследования. Нами были выдвинуты две гипотезы: 1. Существуют статистически значимые различия по шкале самооценка у детей до и после прохождения цикла занятий. 2. Существует разница самоощущения в школьной среде у детей мигрантов до и после прохождения цикла занятий. Первая гипотеза подтверждена полностью. Результаты методики Дембо-Рубинштейн (мод. Прихожан), показывают нам, что на момент первичной психодиагностики большая часть школьников, а именно 20 человек имеют заниженную (неадекватную) самооценку, в то время как вторичная диагностика выявляет лишь 5 человек с заниженной самооценкой и 25 человек с адекватной самооценкой. Вторая гипотеза так же нашла свое подтверждение в результатах методики «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинд, Е.Ф. Бажин, исходя из которых мы видим, что после прохождения цикла занятий школьная среда вызывает у детей позитивные ассоциации, в то время как первичная диагностика показывала обратные результаты. Эти результаты подтверждаются и анализом результатов проективных методик «Рисунок человека» и «Рисунок несуществующего животного», в результатах которых мы видим изменения в самочувствии детей мигрантов в школьной среде, так для первичной диагностики в рисунках были характерны наличие элементов защиты, тревоги, напряжения и стремления избежать социальных связей, для вторичной диагностики был характерен спад данных тенденций. Таким образом обе гипотезы исследования подтверждены полностью.
Читать дальше
1. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Костенко В.В., Савельева, С.С., Тенишева К.А. Положение детей мигрантов в Санкт-Петербурге. М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2012. 168 с. 2. Андрианова, Р. Комплексная поддержка детей мигрантов – ресурс профессионализации социально-педагогической деятельности / Р. Андрианова // Социальная педагогика в России. — 2013 .— № 2 .— С. 36-44 3. Белянкова, Н. М. Некоторые формы организации внеурочных мероприятий в классах смешанного этнического состава / Н. М. Белянкова // Начальная школа. — 2017 .— № 6 .— С. 94-96 4. Белянкова, Н. М. Роль педагога в реализации федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы» [Текст] / Н. М. Белянкова. // Воспитание школьников. - 2017. - № 8. - С. 16-24. - Библиогр.: с. 23-24 (10 назв.). 5. Валиев, И. Х., Рычков, С. Ю. Роль образования детей в интеграции мигрантов в социокультурное пространство России // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам VIII Международной научнопрактической конференции 27 февраля 2015 г. : в 7 ч /Под общ. ред. М.Г. Петровой. – Белгород : ИП Петрова М.Г., 2017. – Часть VI.-С.8-12 6. Вандышев, М. Н. Проблемы и перспективы обучения детей из семей мигрантов в Свердловской области/ М. Н. Вандышев, Е. В. Прямикова, А. П. Чудинов // Педагогическое образование в России. — 2013 .— № 4 .— С. 26-31 7. Волкова, Т. Как слово наше отзовется : особенности работы с билингвами / Татьяна Волкова, Екатерина Кудрявцева // Классное руководство и воспитание школьников - Первое сентября. — 2013 .— № 10 (133) .— С. 14-16 8. Гогицаева О.У., Кочисов В.К., Гиголаева Д.В., Хасиева А.В. Проблема психолого-педагогического сопровождения и адаптации детей-мигрантов в новых условиях жизни // Вестник Северо-Осетинского университета им. К.Л. Хетагурова 2017. №1. С. 78-82. 9. Голуб, Г. Интеграция детей-мигрантов в образовательное пространство полиэтнической школы //Справочник руководителя образовательного учреждения.-2016.- №7.-С.37-44 10. Гриценко В.В, Шустова Н.А. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. М.: Форум, 2011. 224 с. 11. Деминцева Е.Б., Зеленова Д.А., Космидис Е.А., Опарин, Д.А. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья // Демографическое обозрение. 2017. №4. С. 80-109. 12. Дюжакова, М. В. . Педагогическая поддержка детей-мигрантов / М. Дюжакова // Сельская школа. — 2016 .— № 1 .— С. 57-62 13. Дюжакова, М. В. Реализация идей поликультурности в системе дошкольного образования в контексте ФГОС ДО / М. В. Дюжакова // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2014 .— Т. 4, № 28 .— С. 113-115 14. Есаян, К. . Программа по развитию речи детей 6 лет с неродным русским языком / К. Есаян // Учитель. — 2014 .— № 6 .— С. 74-79 15. Желудкова, Н. В. Сопровождение детей из семей мигрантов / Н. В. Желудкова, Г. В. Мамонтова, Н. Н. Минина // Начальная школа. — 2014 — № 9 .— С. 18-19 16. Захожая, Т. М. . Формирование исторических понятий у школьников в условиях многонационального класса / Т. М. Захожая, Н. В. Фролова // Преподавание истории в школе. — 2013 .— № 2 .— С. 61-64 17. Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилов Д. Рисунок в психодиагностике //Режим доступа: http://psy. 1september. ru/article. php. – 2017. 18. Касенова Н.Н., Кергелова Н.В., Егорычев А.М. Адаптация детей-инофонов, билингвов и мигрантов в образовательных организациях как условие эффективной интеграции в российское общество // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 6. С. 101-112. 19. Конькина, Е. В. Психолого-педагогические аспекты проблемы адаптации детей-мигрантов к «новой Родине» / Е. В. Конькина, Ю. Н. Егорова // Образование и общество. — 2016 .— № 2 (85) .— С. 35-38 108 20. Коробкова, В. В. Развитие воспитательного потенциала семьи беженцев и вынужденных переселенцев в условиях общеобразовательного учреждения / В. В. Коробкова // Образование и общество. — 2013 .— № 1 (78) .— С. 47-50 21. Лейбман И.Я., Чернышева У.В., Фейгельман О.М. Твоя жизнь на новом месте. Арт-альбом для детей. М., 2020. 22. Мали Н.А. Адаптация младших школьников, вынужденно покинувших территорию Украины к условиям российской общеобразовательной школы // Пензенский психологический вестник. 2016. №2 (7). С. 94-100 23. Маликова, В. А. Динамика социального положения детей-мигрантов в процессе школьной адаптации (на примере младших школьников) / В. А. Маликова / Образование и общество. — 2016 .— № 3 (86) .— С. 61-64 24. Нестерова А.А. Дети, охваченные миграционными процессами: разнообразие, вызовы и диверсификация моделей сопровождения и поддержки // Журнал исследований социальной политики. 2018 Т. 16(4). С. 27-39. 25. Пуляева, Е. Правовой статус детей-мигрантов //Справочник руководителя образовательного учреждения.-2016.-№7.-С.15-24 26. Ромашина, И. Мы разные. Мы вместе! / И. Ромашина, Н. Казимирова // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2013 .— № 1 .— С. 45 Серегина, И. Дети-мигранты в школе : что нужно знать педагогу и что с этим знанием делать / И. Серегина // Воспитательная работа в школе. — 2013 .— № 7. — С. 105-114. 27. Суслова Т.Ф. Почему необходимо изучать адаптацию детей-мигрантов к условиям проживания в принимающем сообществе // Россия в мировом сообществе: смысловое пространство диалога культур. Материалы международного форума «Восточный вектор миграционных процессов: диалог с русской культурой». Хабаровск, 16-17 ноября 2016. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. Гос. ун-та, 2016. С. 490-495. 28. Суслова Т.Ф., Нестерова А.А., Багдасарян В.Э., Комарова Н.М. Социально-психологическая поддержка этнокультурной адаптации детей из семей мигрантов: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2019. 353 С. 29. Тихонова И.В., Куфтяк Е.В. Психологический анализ условий адаптации детей-мигрантов // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. № 13. С. 150-159. 30. Хухлаев О.Е., Чибисова М.Ю., Шеманов А.Ю. Инклюзивный подход в интеграции детей-мигрантов в образовании // Психологическая наука и образование. 2016. Том 20. № 1. С. 15–27. doi:10.17759/pse.2015200103 31. Щербатых Ю.В., Ермоленко П.И. Оценка валидности проективного теста «Рисунок несуществующего животного» // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-validnosti-proektivnogo-testa-risunok-nesuschestvuyuschego-zhivotnogo 32. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 2011. С. 221—228. 33. Abubakar, A., van de Vijver, F. J.R., Mazrui, L., Arasa, J., Murugami, M. Ethnic identity, acculturation orientations and psychological well-being among adolescents of immigrant background in Kenya // In Garcia Coll. C. (Ed.), The impact of immigration on children’s development: Contributions to human development. Basel: Karger, 2016. P. 99-121. 34. Chiu M., Pong S., Mori I., Chow B. Immigrant students’ emotional and cognitive engagement at school: A multilevel analysis of students in 41 countries // Journal of youth and adolescence. 2012. Vol. 41(11). P. 1409-1425. 35. Efremova G.I., Nesterova A.A., Suslova T.F., Pavlova O.E. Constructivist Approach to the Problem of Social Psychogical Adaptation of Migrants // Asian Social Science. 2016. Vol. 1, 112-118. 36. Gay G. Preparing for culturally responsive teaching // Journal of Teacher Education. 2011. Vol. 53(2). P 106–116. 37. Glick J. E., Hohmann-Marriott B. Academic performance of young children in immigrant families: the significance of race, ethnicity, and national origins // The International Migration Review. 2011. Vol. 41(2). P. 371-402. 38. Gregor M.N., Green C. Welcoming the world’s children: Building teachers’ understanding of immigration through writing and children’s literature // Childhood Education. 2012. Vol. 87 (6). P. 421-429. 39. Sosa T., Gomez K. Connecting teacher efficacy beliefs in promoting resilience to support of Latino students // Urban Education. 2012. Vol. 47. P. 876-909. 40. Suárez-Orozco M. Globalization, immigration and education // Harvard educational review. 2011. Vol. 71(3). P. 345-366. 41. Watters C. Refugee children. Towards the next horizon. New York, NY: Routledge, 2011. 244 р.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Международный обмен информацией. Правовые аспекты
Количество страниц:
13
Оригинальность:
21%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Информатика
курсовая работа
Стратегическое управление продуктом
Количество страниц:
31
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Стратегический менеджмент
курсовая работа
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВОВ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ
Количество страниц:
35
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image