ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЖИЗНЬ ПОДРОСТКА 7 1.1 Сущность понятия «компьютерная зависимость» 7 1.2 Проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте 14 1.3 Последствия компьютерной зависимости 21 Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ КОМПЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ 29 2.1 Методическое обоснование исследования 29 2.2 Результаты эмпирического исследования 31 2.3 Программы психокоррекции компьютерной зависимости у подростков 38 2.4 Обсуждение результатов исследования 42 Глава 3 ПУТИ РЕШЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА 52 3.1. Профилактика компьютерной зависимости у подростка 52 3.2. Предупреждение компьютерной зависимости у подростка 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71

Влияние компьютерной зависимости на психику подростков

курсовая работа
Психология
65 страниц
89% уникальность
2021 год
28 просмотров
Жмурова А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1 ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ЖИЗНЬ ПОДРОСТКА 7 1.1 Сущность понятия «компьютерная зависимость» 7 1.2 Проявления компьютерной зависимости в подростковом возрасте 14 1.3 Последствия компьютерной зависимости 21 Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ КОМПЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ 29 2.1 Методическое обоснование исследования 29 2.2 Результаты эмпирического исследования 31 2.3 Программы психокоррекции компьютерной зависимости у подростков 38 2.4 Обсуждение результатов исследования 42 Глава 3 ПУТИ РЕШЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА 52 3.1. Профилактика компьютерной зависимости у подростка 52 3.2. Предупреждение компьютерной зависимости у подростка 56 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
Читать дальше
В настоящее время проблема компьютерной зависимости в подростковом возрасте становится все более актуальной в современном обществе. В настоящее время трудно найти человека, не имеющего компьютер, и который не тратит часть своего времени на работу за компьютером или просто сидит в Интернете. Часто, с самого юнного возраста, дети имеют доступ к компьютеру: они играют в компьютерные игры, смотрят мультфильмы. Когда дети идут в школу, многим из них покупают планшет или телефон с подключением к Интернету. Многие современные домашние работы, задаваемые в школе, заставляет нас обратиться в Интернет за поиском информации. На первый взгляд безопасное времяпрепровождение подростка около компьютера может со временем перерасти в компьютерную зависимость, которая по своей силе и проявлениям имеет сходство с наркотической.


Из чего складывается цена контрольной работы по налогам? Она складывается из количества страниц, сроков выполнения, квалификации автора, % оригинальности и предмета. Мы стараемся обеспечить самую адекватную цену на рынке. А на первый заказ мы подарим вам скидку в 1000 рублей. Воспользуйтесь промокодом Work1000.


Компьютер представляет особую угрозу для подростков, лишенных родительского внимания и контроля над их поведением. А таких подростков в современное время немало. Компьютерную зависимость у подростков можно отнести к психологическим проблемам современной семьи, потому что именно родственники и родители в первую очередь способны позитивно повлиять на подростка, предотвратить у него появление компьютерной зависимости или помочь ему от неё избавиться. В последние годы определенный след в формировании личности современного подростка накладывают компьютерные игры. Применение компьютерных технологий, мощный поток новой информации и распространение компьютерных игр оказывает огромное воздействие на воспитательное пространство современных подростков. Развитие воспитательного пространства является необходимым условием становления личности подростка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Структура досуга для подростков также значительно меняется, так как компьютер сочетает в себе возможности телевизора, приставки, музыкального центра, книг и многое другое. В настоящий момент возрастает число подростков, которые умеют работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Совместно с бесспорным позитивным смыслом компьютеризации необходимо выделить отрицательные результаты данного процесса, оказывающие большое влияние на общественно — психическое состояние здоровья подростков. Одним из последствий этого процесса является компьютерная зависимость. Термин компьютерная зависимость возник еще в 1990 году. Этой проблемой занимались такие ученые как: А.В. Беляева, М. Коул, С.Л. Новоселова, Ш. Текл, К. Янг. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость — это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей становятся психологически зависимыми от компьютеров. В особенности этому подвержены подростки. Таким образом, актуальность проблемы возрастает все больше и больше с каждым днем. Изложенное подчеркивает актуальность темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость. Цель исследования - изучение в теоретическом и экспериментальном планах компьютерной зависимости у подростков и возможностей ее профилактики в этом возрасте. Объектом исследования является компьютерная зависимость как психологический феномен. Предмет исследования диагностика и профилактика компьютерной зависимости в подростковом возрасте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме компьютерно-зависимого поведения подростков. 2. Провести экспериментальное исследование с целью выявления склонности к компьютерно-зависимому поведению у подростков. 3. Апробировать программу по первичной профилактике компьютерно-зависимого поведения подростков. 4. Провести повторное исследование компьютерно-зависимого поведения у подростков, проанализировать результаты экспериментального исследования. Методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы: тестирование (тест Кимберли Янг на Интернет зависимость, шкала интернет-зависимости А.Е. Жичкиной); констатирующий и формирующий эксперимент. 3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов. Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов, раскрывающие систему психолого-педагогической работы по диагностике, профилактике интернет-зависимого поведения в подростковом возрасте: А.А. Антонеко, А.Е. Войскунского, К.Е. Дмитриева, М.И. Дрепа, А.Ю. Егорова, С.Н. Ениколопова, О.В. Завалишиной, Ц.П. Короленко, А.В. Котлярова, В.Д. Менделевича, Н.А. Носова, Н.С. Хомерники, Н.А. Цой, Л.Н. Юрьевой, К.С. Янг и др. Экспериментальное исследование проводилось на базе ___________ г. __________ в ________ 20__ - _____ 20__ гг. Выборка представлена подростками в возрасте 13 - 14 лет в количестве 40 человек. Этапы исследования: 1 этап (сентябрь 2017 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы компьютерно-зависимого поведения подростков, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования, проведение первичной диагностики компьютерно-зависимого поведения подростков. 2 этап (______ 20__ г. - _______ 20__ г.) - организация системы профилактической работы с подростками. 3 этап (____ - ____ 20__ г.) - проведение повторной диагностики склонности к компьютерно-зависимому поведению у подростков, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности профилактической работы с подростками, формулирование выводов, оформление ВКР. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 27 источников, и 3 приложений. В работе содержится 5 таблицы и 4 рисунка. Общий объем работы составляет 70 страниц.

Читать дальше
Результаты исследования на тему «Влияние компьютерной зависимости на психику подростков», доказывают ее актуальность, которая заключается в том, что подростки действительно нуждаются в коррекции компьютерной зависимости, хотя и каждый из них находится на разном ее этапе. Зависимость от компьютера одно из важнейших проблем нашего времени. Но полностью оградить от него ребенка или подростка невозможно. Одним-единственным в настоящий момент испытанным методом не дать подростку оказаться в зависимости от компьютера - это завлечь его в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой действительности. Продемонстрировать подрастающему человеку, что имеется множество увлекательных методов свободного времяпровождения кроме компьютера, которые не только лишь дают возможность пережить острые ощущения, но кроме того упражняют тело и нормализуют психическое состояние. Виртуальная реальность это невещественное влияние, условность параметров и эфемерность, это не есть жизнь, это лишь второстепенная часть жизни, это параллельный, но не главный процесс. Нет смысла пренебрегать компьютерными возможностями, следует их применять по мере потребности, а развлечения в виде компьютерных игр, социальных сетей следует сопрягать с действительными активными действиями в реальном мире. Подобным способом, были обнаружены социально-психологические нюансы появления, формирования и развития компьютерной зависимости у подростков. Факторы, предрасполагающие к компьютерной зависимости: неправильное воспитание в семье, участие в компьютерных играх родителей, знакомых. Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения и функционирования воспитательных систем, компьютерной зависимости подростков убедило в том, что самым надежным стержнем коррекции компьютерной зависимости подростков являются занятия с элементами тренинга, правильное проведение досуга ребенка. Нами было организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение компьютерной зависимости подростков, на базе __________ г. ___________, среди учащихся 7-8 классов. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: тест Кимберли Янг на интернет зависимость (в адаптации В.А. Лоскутовой) и опросник «Поведение в интернете» А.Е. Жичкиной. Анализируя результаты проведенного нами экспериментального исследования, мы выяснили, что более половины подростков (55 % испытуемых по методике К. Янг и 50 % испытуемых по методике А.Е. Жичкиной) абсолютно не склонны к компьютерной зависимости. Эти подростки оптимистичны, социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола. Компьютер для них - нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных для получения информации, учебы, в познавательных целях, или, к примеру, играть в ролевые групповые игры. Чрезмерное увлечение интернетом выявлено у 32,5 % испытуемых по методике К. Янг и у 37,5 % испытуемых по методике А.Е. Жичкиной. Подростки, склонные к компьютерной зависимости, используют интернет для общения, знакомства с другими людьми, отдыха. Социальные сети дают подростку возможность почувствовать, что у него много друзей, что он может ощущать себя частью группы, рассказывать о том, что задевает его за живое, т.е. может проявлять себя так, как в жизни для него пока еще сложно. В мире интернета нет строго определенных норм и правил, здесь каждый может казаться тем, кем хочет, и это позволяет подростку чувствовать себя абсолютно свободным, раскрепощенным, безнаказанным и даже всемогущим. Высокий уровень компьютерной зависимости выявлены у 12,5 % подростков по обеим методикам. Это выражается в каждодневном посещении большинством опрошенных глобальной сети интернет, превышении запланированного времени посещения интернета (в среднем 10-20 часов в неделю), пренебрежении личными делами в связи с пребыванием в интернете. У компьютерно-зависимых подростков отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от интернета, а уж тем более прекратить работу в сети. При вынужденных отвлечениях от интернета у подростков возникают досада и раздражение, навязчивые размышления об интернете в такие периоды. Компьютерно-зависимые подростки стремятся проводить за работой в интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного интернет-сеанса. Компьютерно-зависимые подростки готовы лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту посещения интернета. Они способны и склонны забывать при посещение интернета о домашних делах, учебе, обязанностях, важных встречах, пренебрегая занятиями. Компьютерно-зависимые подростки не желают принимать критику подобного образа жизни со стороны родных, педагогов. Они готовы мириться с потерей друзей и круга общения из- за поглощенности сетью интернет. Исходя из результатов исследования была разработана и апробирована программа по первичной профилактике компьютерно-зависимого поведения подростков. Цель программы: профилактика компьютерно-зависимого поведения подростков. Для оценки результатов эффективности программы по первичной профилактике компьютерно-зависимого поведения подростков мы провели сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего эксперимента, оценили эффективность разработанной нами программы профилактики компьютерной зависимости подростков. Проанализировав результаты повторной диагностики склонности к компьютерной зависимости мы отмечаем, что произошли положительные изменения: увеличилось количество подростков, не имеющих склонности к компьютерной зависимости, уменьшилось число подростков, страдающих компьютерной зависимостью, имеющих склонность к ее формированию. Таким образом, в ходе реализации программы произошло сдерживание нарастающей увлеченности подростков интернетом и ослабление тенденции формированию у них компьютерной зависимости. Обнаружено сдерживание негативного воздействия интернета на личность подростка за счет включения его в социально-ориентированные виды деятельности, способствующие его саморазвитию, самовоспитанию и самореализации, коммуникации с окружающими в реальном, а не виртуальном пространстве. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что программа, направленная на профилактику компьютерно-зависимого поведения подростков, дала положительные результаты. На основе вышесказанного можно констатировать, что систематическая работа по профилактике компьютерной зависимости служит условием прекращения ее прогрессирования, так как способствует формированию у подростков осознанного отношения к использованию интернета, уменьшению количества времени, проводимого ими в сети, снижению уровня зависимости, приобретению эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов, конструктивных навыков межличностного общения и решения стрессовых ситуаций, повышению уровня коммуникабельности, самооценки, уверенности в себе, стрессоустойчивости. Задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования. 
Читать дальше
1. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи [Текст] / Р.И. Азарова, С.Б. Алешкин. – 2003. – №10. – С. 3335. 2. Арестова, О.Н., Бабанин, Л.H., Войскунский, А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия Текст. / О.Н. Арестова // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 1996. - № 4, с. 14 - 20. 3. Асмолов, А.Г., Цветкова, Н.А., Цветков, А.В. Психологическая модель Интернет - зависимости личности // Мир психологии. 2004. - № 1. - С. 179-192. 4. Африна, Е. Один ученик – один компьютер //Народное образование [Текст] / Е. Африна. – 2009. №8. С. 2729. 5. Байкал24 [Электронный ресурс]. Информационное агентство. - Режим доступа: http://baikal24.in/text/18-l l-2014/v_barnaule/. 6. Балонов, И.М. Компьютер и подросток [Текст]. / И.М. Балонов.- М.: Просвещение, 2002 . 32-58с. 7. Болховитинов, В.Н. Твое свободное время [Текст] / В.Н. Болховитинов. – М.:АРс 1996. - С.311 8. Гун, Г.Е. «Компьютер: как сохранить здоровье» [Текст] / Г.Е. Гун – Спб.:Питер 2003. С.1278 9. Гурьева, Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональной, онтогенетический и исторический аспекты [Текст] / Л.П. Гурьева // Вопросы психологии. 1999. №3. С.516. 10. Дроздикова-Зарипова, А.Р., Шакурова, А.Р. Вестник НЦБЖД,- 2012. -№ 3. - С. 23-31. 11. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека [Текст] / М.С. Иванов – Кемерово: ВЕК 2009. - 345 с. 12. Кадушкина, Е. Экранная зависимость и ее последствия [Текст] / Е. Кадушкина// Школьный психолог. - 2011. - №2. - С. 18. 13. Кадушкина, Е. Экранная зависимость и ее последствия [Текст] / Е. Кадушкина// Школьный психолог. - 2011. - №2. - С. 18. 14. Корнеева, Е. Компьютерная зависимость: «Бермудский треугольник» за углом [Текст] / Е. Корнеева – Мн.:Аверсэв, 2010. 211 с. 15. Лечение компьютерной зависимости [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://lenta.ru/news/2015/02/04/hand_off7. 16. Новости в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsru.eom/russia/01 sep2015/gamer.html. 17. Новостной портал «LifeNews» [Электронный ресурс].Подросток зарезал свою семью из-за запрета играть в компьютерные игры. - Режим доступа: http://lifenews.ra/news/163126 . 18. Петрова, Е.И. Дети и компьютер / Е.И. Петрова // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства . - 2012. - №1. -С.133-141. 19. Польшакова Е.Ф. Досуг надо организовывать / Е. Ф. Польшакова // Физкультура в школе. – 2002. –. № 5. – С. 9-12 20. Сайт «Пабли». 10 самых известных преступлений, совершё иных фанатами видеоигр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.publy.nl/post/6843. 21. Стукова, О. В компьютерной колыбели? В компьютерных сетях! [Текст]: Учебное пособие /О. Стукова М.: ЕВРазия, 2011. 334 с. 22. Фадеева. С.В. Компьютерная зависимость как фактор риска развития агрессивного поведения у подростков/ С.В. Фадеева// Вестник КГУ нм. Н.А. Некрасова. - 2010. - №3. - С.250-257. 23. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок Текст. / А.Г. Шмелев // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. №3. - 1998. -С.27-39. 24. Шурухт, С.М. Подростковый возраст: компьютерная зависимость [Текст]: учебное пособие/ С.М. Шурухт. – СПБ.: Речь, 2009. 112 с. 25. Янг, К.С. Диагноз Интернет-зависимость Текст. / К.С. Янг // Мир Интернет, 2000. - № 2. - С. 24 - 29 26. Shotton M.A. Computer Addiction? A study of computer dependency// J. Affective Disorders. - 1998. - N 5. - P. 56-59. 27. Turkle S. life on the screen: identity in the age of the Internet. New York: Simon & Schuster, 1995. 347 p
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Договор Потребительского Кредитования
Количество страниц:
30
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Гражданское право
реферат
Отцы и дети. Эволюция современного родительства. Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований.
Количество страниц:
15
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Психология
курсовая работа
Применение формулы Харриса- Уилсона ( Economic Order Quanity) в логистическом проектировании в бизнес процессов предприятиях
Количество страниц:
35
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Логистика, управление запасами
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image