Введение…………………………………………………………………….…….3
1. Повседневность – как объект исследования социально-гуманитарных наук...........................................................................................................................5
1.1. Понятие «повседневность»..…………………………………………………5
1.2. Общая характеристика повседневности……………………………………6
2. Методологические подходы в исследовании праздника, как феномена……9
2.1. Понятие «праздник» и его основные функции……..………………………9
2.2. Теоретическое исследование праздника путем методологического анализа……………………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………….....16
Список литературы……………………………………………………………..17
Читать дальше
В ходе исследования удалось полностью достичь поставленной цели, а именно рассмотреть социально-философское осмысление понятия праздника путём исследования этой дефиниции среди других гуманитарных дисциплин.
В результате исследования были решены задачи работы, проанализировано понятие «праздник» с таким философским понятием как «повседневность», проведено методологическое исследование праздника как феномена.
Праздник являет собой один из важнейших модусов социального бытия и уже в этом плане, без сомнения, представляет собой социально-философскую проблему. Он обнаруживает такие объективные энергии социального, которые, вырвавшись из-под рационального контроля, могут представлять серьезную опасность для стабильности общества. Поэтому такими энергиями необходимо «овладеть» и, прежде всего, понимать их генезис, закономерности функционирования и развития. Те же энергии могут быть не только опасны и разрушительны, но в то же время и плодоносны, и созидательны. Они, если их разумно использовать, могут способствовать обновлению общества, осмыслению им своей сущности в целом, и сплочению, росту солидарности, формированию новой соборности.
Актуальность данной проблемы имеет и более широкий философский контекст. Она обусловлена общественной потребностью в осмыслении кардинальных изменений в сфере социальной субъектности, со всей определенностью обозначившихся в новоевропейской цивилизации на рубеже тысячелетий.
Таким образом, в ходе работы была достигнута поставленная цель и полностью решены задачи, проведено исследование понятия «праздник» сравнительно-аналитическим методом.
Читать дальше
1. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. - М.: Языки славянской культуры, 2004. – 215 с.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Худож. лит., 1990. – 110 с.
3. Белоусов Я.П. Праздники старые и новые (некоторые философские аспекты проблемы празднования). - Алма-Ата: Казахстан, 1974. – 140 с.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. – 89 с.
5. Гужова И.В. Праздник как феномен культуры в контексте целостного подхода: автореф. дис. канд. филос. наук. - Томск: Дельтаплан, 2006. – 220 с.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 3. - М.: Рус. яз., 1980. – 576 с.
7. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций. В 2 кн. Кн. 2. - Саранск: Изд-во Мордовского государственного университета, 1997. – 172 с.
8. Жигульский К. Праздник и культура: Праздники старые и новые. Размышления социолога. - М.: Прогресс, 1985. – 95 с.
9. Капкан М.В. Культура повседневности: Учебное пособие / – Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета, 2016. – 188 с.
10. Коган Л.Н. Теория культуры. - Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета, 1993. – 134 с.
11. Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, 2002. – 278 с.
12. Мойсеева Т.Б. Повседневность: философско-антропологический аспект. – Шахты: Изд-во Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса, 2008. – 28 с.
13. Мюре Ф. После истории // Иностранная литература. 2001. № 4. [Электронный ресурс] / https://magazines.gorky.media/inostran/2001/4/posle-istorii.html (дата обращения: 07.12.2021).
14. Попова В.Н. Праздник как социокультурный феномен: Учебное пособие / – Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета, 2017. – 84 с.
15. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. - М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 125 с.
16. Шюц А. Структура повседневного мышления: Журнал СоцИс, 1988. №2.
17. Юрлова С.В. «Вечный праздник», или Мифология общества потребления // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 2 (76).
18. Ястребицкая А.Л. Повседневность и материальная культура средневековья в отечественной медиевистике // Одиссей: Человек в истории. - М.: Наука, 1991. – 144 с.
Читать дальше