ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ 5
1.1. Фонд национального благосостояния: понятие, назначение 5
1.2. История создания Фонда национального благосостояния России 8
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ В РОССИИ 10
2.1. Анализ формирования и управления средствами Фонда национального благосостояния РФ в современных условиях 10
2.2. Роль фонда национального благосостояния в современной экономике России 15
2.3. Проблемы и перспективы развития Фонда национального благосостояния 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Читать дальше
Фонд национального благосостояния - определенная часть средств федерального бюджета страны, которая подлежит учету и управлению в целях обеспечения пенсионных накоплений людей в России, а также обеспечения сбалансированности и покрытия дефицита как бюджета Пенсионного фонда России, так и федерального бюджета. Фонд национального благосостояния, являясь общей подушкой безопасности, может позволить не только компенсировать потерю нефтегазовых доходов, если цены на нефть резко упадут, но и исполнить все социальные обязательства и осуществить финансовую поддержку населения.
Политика управления средствами Фонда национального благосостояния, действующая на текущий момент, предусматривает получение невысоких доходов. Активы фонда представляют собой вложения с высоким уровнем ликвидности и низким уровнем риска. Подобная инвестиционная политика является оптимальной для сохранности средств фонда и обеспечения достаточного уровня их ликвидности. Тем самым в долгосрочной перспективе ожидается достижение главной цели управления средствами ФНБ - получение стабильного дохода и возможность использования средств фонда для реализации эффективной контрциклической финансовой политики.
Одной из основных функций бюджета является социальное обеспечение граждан - это выплаты пенсий, пособий, материнского капитала и других видов социальных пособий и платежей. Для того чтобы обеспечить финансовую поддержку социальной сферы с 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (далее - ФНБ). Первый был создан как средство борьбы с инфляцией, способ покрытия бюджетных расходов в случае, если мировые цены на энергоресурсы сильно снижались, и таким образом стабилизировал экономику в период кризиса. А ФНБ предназначался для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытия дефицита Пенсионного фонда России.
Поскольку средства Фонда национального благосостояния принадлежат государству, существует ряд правил и инструкций управления ФНБ. Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств ФНБ через передачу полномочий по определению доли финансирования каждого актива Минфину РФ в пределах установленных Правительством объемах. Иными словами, Правительство РФ устанавливает, какая часть Фонда будет размещена в определенный актив (например, в долговые обязательства иностранных государств: 0-100%), а Минфин определяет какую долю от этого актива хранить в рублях, а какую в иностранной валюте (к примеру, те же долговые обязательства иностранных государств: 90% в иностранной валюте).
Учитывая то, что средства ФНБ преимущественно используются для реализации контрциклической финансовой политики в периоды экономических рецессий, необходимо адаптировать политику инвестирования излишков ФНБ под данные условия. При инвестировании в рискованные активы следует учитывать цикличность мировой экономики и связанные с этим сложности для управления средствами такого крупного фонда, как ФНБ. Как правило, после достижения запланированных объемов размера суверенного фонда, которому поспособствовали благоприятные восходящие тенденции на финансовых рынках, в мировой экономике наступает очередной финансово-экономический кризис. Это несложно заметить, если взглянуть на динамику суверенных фондов РФ за долгосрочный временной интервал. Наступление кризиса по цепочке приводит к тому, что Правительству РФ приходится тратить накопленные средства для поддержания экономики и финансирования бюджетных дефицитов. Таким образом, Правительству РФ для управления средствами ФНБ также следует использовать контрциклическую инвестиционную политику.
Читать дальше
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1988 № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18 «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. № 766, от 22 июля 2009 г. № 597).
3. Беляева М.В. Угроза необратимого сокращения Фонда национального благосостояния ввиду повышенных отчислений на борьбу с пандемией коронавируса и снижения бюджетных доходов вследствие нефтяного кризиса // Экономика и социум: современные модели развития. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 107-122.
4. Кислова Е.Г. Роль фонда национального благосостояния в современной экономике России // Вестник экспертного совета. – 2020. - № 2-3(21-22). – С. 55 – 61.
5. Курочкина А.С, Клейстер Д.Ю. Фонд национального благосостояния РФ // Научный электронный журнал «Меридиан». - 2020. - № 2(36). - С. 1-9.
6. Мелых А.Я. Анализ эффективности формирования и использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния // Научные записки молодых исследователей. – 2016. – №. 3. – С. 52-58.
7. Морозова, А. О. Обзор формирования и управления средствами фонда национального благосостояния РФ в современных условиях / А. О. Морозова // Вестник научной мысли. – 2020. – № 2. – С. 152-161.
8. Сангинова Л.Д. Роль Фонда национального благосостояния в реализации инфраструктурных проектов: опыт и перспективы // Экономика. Налоги. Право. – 2016. - № 1. – С. 72 - 81.
9. Цхададзе Н.В., Куницына Е.Д. Фонд национального благосостояния: перемены и перспективы // Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Омск. – 2018. - № 7. – С. 1 - 4.
10. Чалова, О. В. Анализ международной практики функционирования суверенных фондов благосостояния / О. В. Чалова // Молодой ученый. - 2018. - № 3 (62). - С. 590-594.
11. Шмиголь Н.С., Шульгина М.В. Использование Фонда национального благосостояния для стимулирования инвестиционного потенциала экономики Российской Федерации: за и против //Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. – №. 4 (238). – С. 36-46.
12. Воробьёва В.С. Фонд национального благосостояния: предназначение и особенности формирования // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016023321 (дата обращения: 01.12.2021).
13. Информация официального сайта Министерства финансов РФ результатах размещения средств Фонда национального благосостояния. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/nationalwealthfund/ (дата обращения: 01.12.2021).
14. Колебанова А.А., Попова А.Н. Развитие суверенных Фондов Российской Федерации // Бизнес и общество: электронный журн. 2019. № 2 (22). URL: http://busines-society.ru/2019/num-2-22/6_kolebanova.pdf. (дата обращения: 01.12.2021).
Читать дальше