Массовое сознание - это разновидность общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и реализации. Это особый и специфический тип общественного сознания, характерный для значительной неструктурированной совокупности людей («массе»). В частности, концепция массового сознания схожа с общественным мнением. Общественное мнение - это совокупность индивидуальных мнений, взглядов и убеждений группы людей, часто используемых по отношению к населению территориальной единицы.
Глубокие пласты массового сознания, национальные архетипы, отражают традиционные ценности общества, чрезвычайно устойчивы и не подвержены тенденциям постоянно меняющегося мира. Новые уровни массового сознания, содержащие взгляды и представления о современной действительности, легче поддаются различным трансформациям, они открыты для нового, но информация, воспринимаемая массовым сознанием на этом уровне, также подвержена изменениям, быстрому исчезновению.
Массовые настроения служат фактором, отражающим конкретные ситуативные представления и взгляды общества на окружающую действительность, а также определяют специфику и механизмы воздействия на массовое сознание, используемые в социальной практике.
Таким образом, массовое сознание - это сложное системное образование, в котором взаимодействуют научные и ненаучные знания, идейно-психологическая составляющая, этническая, профессиональная, религиозная стороны жизни. Это указывает на многомерность и многоступенчатость массового сознания.
При изучении массового сознания необходимо иметь в виду его сложность, противоречия и характеристики, такие как аморфность, фрагментация, синкретизм, в силу специфики его социальных функций, его связи с различными формами общественного сознания и его проявлений при всех его проявлениях.
Успех манипуляции во многом зависит от широты спектра используемых средств воздействия и гибкости их применения. Что касается проблемы нашего исследования, реклама - это коммерческое, одностороннее и неличное обращение, осуществляемое средствами массовой информации и другими формами коммуникации с целью побудить потребителей предпринять необходимые действия против рекламодателя.
Мы чувствуем влияние рекламы, даже когда убеждены, что действуем независимо от навязываемого нам мнения. Реклама определяет наше существование не только в сфере потребления. Он охватывает гораздо больший объем. Рекламируются товары и услуги, а также сам образ жизни.
Реклама активно участвует в формировании психологических установок современного человека, системы его взглядов на окружающую среду и самооценки, особенностей его реакций на различные раздражители, создании определенного психологического климата. Рекламные сообщения, созданные на высоком профессиональном и художественном уровне, способствуют развитию у публики чувства прекрасного и хорошего вкуса. Таким образом, ежедневное воздействие рекламы на потенциальных потребителей влияет не только на потребительские предпочтения.
Реклама стала постоянной частью социальной среды, участвуя в формировании определенных норм социального мышления и поведения различных групп населения. Таким образом, очевидна высокая социальная значимость рекламы в современной общественной жизни. Вопросы о влиянии рекламы на массовое сознание и средствах его формирования остаются актуальными. Интересует как глубина проникновения рекламы в сознание покупателей, так и способы убедить потребителей сделать такой-то выбор.