Введение 3
Глава 1 Теоретические основы агрессивного поведения 5
1.1 Понятие агрессии и агрессивного поведения 5
1.2 Психологическое обоснование агрессии 11
Глава 2 Особенности агрессивного поведения молодёжи 16
2.1 Методика изучения агрессии 16
2.2 Оценка агрессивности современной молодежи 25
Заключение 29
Список использованных источников 33
Приложение А 36
Читать дальше
Проблема агрессивного поведения молодежи приобрела на сегодня острую социальную направленность. В настоящее время социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения подростков стала важнейшим направлением деятельности школы.
Проанализировав литературу, было рассомтрено агрессивное поведение как поведение, которое формируется под воздействием социально-психологических факторов. Агрессивное поведение – это, прежде всего, внешне выраженное действие, направленное против другого человека.
В исследовании были изучены теоретические аспекты, связанные с такими понятиями как «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», рассмотрены теории, виды и формы проявления агрессивного поведения, возрастные особенности подростков, причины, уровни и факторы агрессивного поведения.
Также в работе были рассмотрены направления деятельности педагога-психолога, его методы и формы работы, были проведены диагностики по выявлению агрессивного поведения, была определена необходимость разработки программы профилактики, так как проблема агрессивного поведения в классе присутствует.
Опираясь на результаты методик, была разработана программа по профилактике агрессивного поведения.
Цель программы заключалась в профилактике агрессивного поведения молодежи в условиях общеобразовательной школы.
Задачи программы состояли в следующем:
1. Информировать подростков о том, что такое агрессивное поведение.
2. Способствовать развитию способности осознания и принятия детьми собственного чувства гнева, злости.
3. Обучить подростка приемам конструктивного регулирования своего эмоционального состояния.
4. Формировать коммуникативные умения и навыки учащихся.
Отличительная особенность программы состояла в ее самостоятельности, в гибкости. Возможна перестановка компонентов, надстройка проблемы в соответствии с выявленными проблемами и потребностями.
Деятельность детей направляется на выполнение теоретических и практических занятий. Теоретические занятия включают в себя не просто лекционные занятия, а диалог с учащимися, обсуждения, высказывание своего мнения. На практических занятиях используются разнообразные методы, средства и формы, такие как инсценировки, видео-материалы, личный опыт, элементы арт-терапии, дебаты и многое другое.
Реализация программы обеспечит эффективную социально-педагогическую помощь в профилактике агрессивного поведения.
Читать дальше
1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – Москва: Аспект Пресс, 2012. – 363 c. – Текст: непосредственный.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие / Е.В. Андриенко. – Москва: ИЦ Академия, 2012. – 264 c. – Текст: непосредственный.
3. Ахметзянова А.И. Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика: сборник научных трудов Первой международной научной школы (Казань, 26-27 мая 2016 г.) / А.И. Ахметзянова. – Казань: Издательство Казанского университета, 2016. – 156 с. – Текст: непосредственный.
4. Баксанский О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: учебник / О.Е. Баксанский. – Москва: КД Либроком, 2013. – 368 c. – Текст: непосредственный.
5. Басс А. Концепция агрессии / враждебности: учебник / А. Басс, А. Дарки. – Екатеринбург, 2013. – 260 с. – Текст: непосредственный.
6. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль: учебное пособие / Л. Берковиц, Г. Фешбах. – Санкт-Петербург.: Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с. – Текст: непосредственный.
7. Брель Е.Ю. К проблеме определения агрессии в отечественных и зарубежных психологических исследованиях / Е.Ю. Брель // Ежегодник Российского психологического общества. – 2015. – №5. – С.221-222. – Текст: непосредственный.
8. Бэрон Р. Агрессия: учебное пособие / Р. Бэрон. – Санкт-Петербург, 2010. – 352 с. – Текст: непосредственный.
9. Выготский Л.С. Психология: учебное пособие / Л.С. Выготский. – Москва: ЭКСМО-Пресс, 2015. – 1008 с. – Текст: непосредственный.
10. Гуревич П.С. Психология личности: учебное пособие / П.С. Гуревич. – Москва: Юнити-Дана, 2015. – 559 с. – Текст: непосредственный.
11. Деветьярова И.Н. Девиантное поведение подростков: анализ понятий / И.Н. Деветьярова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2016. – №3. – С.8-12. – Текст: непосредственный.
12. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие / Н.С. Ефимова. – Москва: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 192 c. – Текст: непосредственный.
13. Иванников В.А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 480 c. – Текст: непосредственный.
14. Калина Н.Ф. Психология личности: учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. – Москва: Академический проект, 2015. – 214 c. – Текст: непосредственный.
15. Караванов А.А. Смысловое значение концепта агрессия / А.А. Караванов // Территория науки. – 2013. – №2. – С.81-87. – Текст: непосредственный.
16. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие / Ю.А. Клейберг. – Москва: Юрайт, 2017. – 240 с. – Текст: непосредственный.
17. Козьяков Р.В. Социальная психология: учебник / Р.В. Козьяков. – Москва: Директ-Медиа, 2013. – 376 с. – Текст: непосредственный.
18. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков: учебное пособие / Д. Коннор. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2015. – 288 с. – Текст: непосредственный.
19. Крысько В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 471 c. – Текст: непосредственный.
20. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии: учебное пособие / Б. Крэйхи. – Санкт-Петербург, 2015. – 336 с. – Текст: непосредственный.
21. Кузнецова С.О. Психологические особенности агрессивности в подростковом возрасте / С.О. Кузнецова // Вестник славянских культур. – 2016. – №4. – С.84-90. – Текст: непосредственный.
22. Кутергин Н.Б. Проблема юношеской агрессивности / Н.Б. Кутергин – Текст: непосредственный // Научный журнал «Дискурс». – 2017. – №7. – С.88-93.
23. Манова М.В. К вопросу о социально-психологических особенностях и проблемах подросткового возраста / М.В. Манова // Вестник гуманитарного института ТГУ. – 2017. – №1. – С.47-53. – Текст: непосредственный.
24. Мироненко Т.И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков / Т.И. Мироненко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №6. – С.260-266. – Текст: непосредственный.
25. Нефедова А.В. Психология девиантного поведения: курс лекций / А.В. Нефедова. – Владимир: Владимирский государственный университет, 2015. – 76 с. – Текст: непосредственный.
26. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика: учебное пособие / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – Санкт-Петербург: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с. – Текст: непосредственный.
27. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики: учебное пособие / А.А. Романов. – Москва: Школьная Пресса, 2014. – 48 с. – Текст: непосредственный.
28. Самохвал В.Г. Особенности деструктивного поведения в молодежной среде / В.Г. Самохвал // Территория науки. – 2015. – №3. – C.42-44. – Текст: непосредственный.
29. Симонович Н.Е. Девиантное поведение и его последствия для человека. В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. – Воронеж, 2015. – С.584-592. – Текст: непосредственный.
30. Смирнов А.А. Социальная психология: учебник / А.А. Смирнов. – Москва: Академия, 2015. – 355 с. – Текст: непосредственный.
31. Токарь И. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения // Воспитательная работа в школе. – 2017. – №6. – С.66-70. – Текст: непосредственный.
32. Урутина Т.М. Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте / Т.М. Урутина, С.О. Щелина– Текст: непосредственный // Научный журнал «Молодой ученый». – 2015. – №15. – С.558-562.
33. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: учебное пособие / Э. Фромм. – Москва: Академия, 2014. – 447 с. – Текст: непосредственный.
34. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция: учебное пособие / И.А. Фурманов. – Москва: Наука, 2016. – 256 с. – Текст: непосредственный.
35. Шадриков В.Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 411 c. – Текст: непосредственный.
Читать дальше