ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДХОДОВ ЭТНОПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………6 1.1. Методологические основы этнопсихологии…………………………6 1.2. Этнопсихологические подходы и их реализация…………..............10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...18 ВЫВОДЫ……………………………………………………………….21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...23

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ЭТНОПСИХОЛОГИИ, ПОДХОДЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

реферат
Психология
15 страниц
51% уникальность
2021 год
29 просмотров
Вятчин Д.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДХОДОВ ЭТНОПСИХОЛОГИИ……………………………………………………………6 1.1. Методологические основы этнопсихологии…………………………6 1.2. Этнопсихологические подходы и их реализация…………..............10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...18 ВЫВОДЫ……………………………………………………………….21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...23
Читать дальше
Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний об окружающем мире, накоплением сведений о близких и дальних народах. Уже в древности наряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность, военные, политические и экономические интересы, предпринимались попытки теоретического обобщения этнопсихологических данных. О наличии психологических особенностей в менталитете наций упоминалось в трактатах Цезаря, Геродота, Ксенофонта, Плиния, Страбона. Еще Гиппократ пытался объяснить закономерности народных характеров с различиями в климате и географических условиях территории проживания. Подобные размышления встречаются и у Ш. Монтескье, который также связывал понятие "народный дух" со средой и климатом, в которых проживает народ.


Если вас интересует написание дипломной работы по управлению персоналом на заказ. Обращайтесь в Work5. Мы подготовим диплом в кратчайшие сроки по низкой цене.


Однако несмотря на схожесть географического положения, в Канаде и России проживают совершенно разные нации, а "речные" цивилизации Нила и Янцзы отличаются друг от друга очень сильно, как и цивилизации "островные" — минойская, японская, эллинская. И хотя научный подход к пониманию проблемы сформировался только в работах таких классиков философии, как Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Г. Гегель, И. Гердер, одним из первых исследователей в области этнопсихологии остается Гай Юлий Цезарь, который написал несколько книг об особенностях поведения различных народов. В своих трудах он описывает быт этих народов и уделяет внимание специфике их характеров. [3] Создание специальной дисциплины — психологии народов — было провозглашено в 1860 г. М. Лацарусом и X. Штейнталем, которые трактовали "народный дух" как особое коллективное самосознание, отража.щее сходство между индивидами в группе. Его содержание раскрывалось путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры. Со второй половины XIX в. начинали изучаться и развиваться такие направления этнопсихологии: - народное творчество; - проблемы институтов брака и семьи у различных народов; - особенности норм права, общественного строя различных стран и народов. В XIX в. широкое распространение получили идеалистические теории "народного духа", согласно которым каждый народ изначально обладает некоторыми духовными качествами, раз и навсегда определяющими его возможности. Данные теории были признаны несостоятельными, и на их смену пришла биологическая интерпретация национального характера. Национальный менталитет рассматривался как нечто обусловленное генетически и передающееся по наследству. При этом допускалось неправомерное смешение национальных особенностей с расовыми. В отличие от нации, раса является естественноисторическим образованием, и принадлежащим к ней индивидам действительно свойственна относительная общность генов. Генетические различия проявляются не только во внешних признаках (цвет кожи, тип волос и т. п.), но и в особенностях протекания в пределах общечеловеческой нормы некоторых физиологических процессов. На этом основании некоторые ученые утверждали, что разные расы обладают и разными психологическими особенностями. Однако тщательное исследование показало, что направленность способностей, структура потребностей и интересов зависят не столько от биогенетических, сколько от социально-культурных факторов. В начале XX в. идеи этнической психологии развились и частично реализовались в 10-томной "Психологии народов" (1900—1920) В. Вундта. Позднее в США этнопсихология практически ассоциируется с неофрейдистской теорией, которая пытается вывести свойства национального характера из базовой личности, которая отождествлялась с типичными для определенной культуры методами воспитания детей. [3] Американская этнопсихология в середине XX в., представителями которой являются А. Кардинер, М. Мид, Р. Мертон, Р. Линтон, в качестве основы использовала идею модели "среднего лица", идентифицируя отдельных индивидов через культуру, поведение и другие социальные факторы и вырабатывая обобщенный вывод об их психологии. Этнопсихологи стран Востока образовали школы, характеризующиеся склонностью к высокой морали и стремлением рассматривать этнические различия с природной точки зрения. Несомненно, процесс развития этнопсихологической науки можно смело считать разносторонне изучаемой и насыщенной. Однако, остается по-прежнему искать ответы на многие вопросы о межкультурных различиях благодаря постоянному психологическому росту наций и глобализации. [4]  

Читать дальше
1. Этнопсихология — наука об этнических, культурологических, психологических особенностях людей, наций, которые выделяются в процессе своего исторического развития и принадлежат к определенным этническим образованиям. Она классифицирует определенные явления, отвечая на вопросы о переживаниях определенным народом конкретного явления, о его вкусах, лидерах, а также об исключительности среди других этносов (народов). 2. Этнопсихология — это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая следующие проблемы: - особенности психики людей различных народов и культур; - национальные особенности мировосприятия и взаимоотношений; - особенности национального характера, а также закономерности формирования национального самосознания и этнических стереотипов; - закономерности формирования обществ, национальных общин. 3. Различия в исследовательских подходах можно постичь, опираясь на старую философскую оппозицию понимания и объяснения или современные понятия emic и etic. Эти не переводимые на русский язык термины образованы американским лингвистом К. Пайком по аналогии с фонетикой, изучающей звуки, имеющиеся во всех языках, и фонемикой, изучающей звуки, специфичные для одного языка. В результате разобщенности исследователей даже возникло две этнопсихологии: этнологическая, которую в наши дни чаще всего называют психологической антропологией, и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросс-культурная) психология. 4. Основные особенности emic подхода в любой науке, изучающей какие-либо компоненты культуры: - изучается только одна культура со стремлением ее понять; - используются специфичные для культуры единицы анализа и термины носителей культуры; книги, написанные с этих позиций, как правило, даже содержат словарь основных понятий на языке изучаемой культуры; - любые элементы культуры, будь то жилище или способы социализации детей, изучаются с точки зрения участника (изнутри системы); - структура исследования постепенно раскрывается ученому, который заранее не может знать, какие единицы анализа он будет использовать. 5. Основные особенности etic-подхода: - изучаются две или несколько культур со стремлением объяснить межкультурные различия и межкультурное сходство; - используются единицы анализа и сравнения, которые считаются свободными от культурного влияния; - исследователь занимает позицию внешнего наблюдателя, стремясь дистанцироваться от культуры; - структура исследования и категории для ее описания, а также гипотезы конструируются ученым заранее. Предмет сравнительно-культурной психологии, опирающейся на etic подход, - изучение сходства и различий психологических переменных в различных культурах и этнических общностях.  
Читать дальше
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2015. 2. Баронин А. С. Этническая психология. - Киев. Тандем. 2000. 3. Вундт В. Проблемы психологии народов.- СПб. 2014. 4. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 2016. 5. Крысько В.Г., Саракуев Э.А. Введение в этнопсихологию. - М., 2016. 6. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., 2018. 7. Пименов В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат. - М. 2016. 8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М. 2016. 9. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. - СПб., 2017. 10. “Социальная психология”. Под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой, изд-во “Аспект Пресс”, Москва, 2017 11. Материалы с сайта http://www.gumer.info/
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества
Количество страниц:
13
Оригинальность:
60%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Философия
курсовая работа
Правовой анализ деятельности органов социального обеспечения в Приморском крае
Количество страниц:
25
Оригинальность:
65%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Право
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image