Нужно написать аспирантский реферат? Специалисты Work5 всегда готовы помочь с этим.
.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, Н.В. Симонова, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина). Дети с общим недоразвитием речи используют в активной речи общеизвестные, наиболее часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из лексикона и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другим, словом, свидетельствуют о несформированности целостной системы лексических значений. Исследования эмоциональной лексики у детей с речевыми нарушениями показали, что данный вид лексики используется дошкольниками фрагментарно и лишь в устойчивых стереотипных сочетаниях. При определении и назывании эмоциональных состояний дети испытывают значительные трудности (И.Ю. Кондратенко). Спонтанное развитие эмоциональной лексики у детей с нарушениями речи не может привести к удовлетворительным результатам. Целенаправленное формирование данного пласта лексики у детей с общим недоразвитием речи может способствовать правильному пониманию и называнию определенного эмоционального состояния, оцениванию коммуникативных ситуаций, выражению своих и чужих переживаний, чувств, влияет на когнитивные процессы. Включение в коррекционно-образовательный процесс дошкольных образовательных организаций направления формирования эмоциональной лексики будет способствовать расширению словарного запаса, установлению семантических связей в системе детского лексикона, что, в свою очередь, может повысить эффективность работы по преодолению общего недоразвития речи дошкольников. К настоящему времени разработаны и представлены в методической литературе практические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с речевыми нарушениями (Ю.Ф.Гаркуша, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова). Несмотря на то, что созданы теоретические основы изучения лексической стороны речи детей, имеющих речевые расстройства, до настоящего времени специфика развития эмоциональной лексики представлена недостаточно. Не исследованы в полном объеме особенности ее понимания и употребления детьми с общим недоразвитием речи, недостаточно представлены методы и приемы коррекционной работы, направленные на ее формирование и обогащение. В поиске решения проблемы формирования эмоциональной лексики детей с общим недоразвитием речи можно использовать средства арт - педагогики. В процессе работы происходит знакомство с новыми словами, их понимание, различение и употребление, уточняются их лексические, грамматические и фонетические оттенки. Арт - педагогика несет в себе огромный потенциал для развития речи ребенка, а также для формирования эмоциональной лексики. Системные исследования особенностей использования средств арт - педагогики в формировании эмоциональной лексики детей с общим недоразвитием речи отсутствуют, имеются лишь отдельные рекомендации по включению данного вида средств в коррекционную работу с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, О.П. Гаврилушкина, А.Н. Граборов, Е.А. Медведева, Н.Д. Соколова). Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между признанной необходимостью формирования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи эмоциональной лексики и недостаточным использованием средств арт - педагогики для решения данной задачи в коррекционно-образовательном процессе. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности средств арт - педагогики в формировании эмоциональной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня? Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность средств арт - педагогики в формировании эмоциональной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Объект исследования: процесс формирования эмоциональной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Предмет исследования: средства арт – педагогики в формировании эмоциональной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Гипотеза исследования: процесс формирования эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня даст положительную динамику, если средства арт - педагогики будут интегрированы в коррекционную работу на логопедических занятиях. В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1) осуществить анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования с целью выявления ее разработанности на современном этапе; определить понятийно-категориальное поле исследования; 2) выявить уровень сформированности эмоциональной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. 3) определить и апробировать средства арт – педагогики в формировании эмоциональной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Теоретическую основу составили: - психолингвистический подход к изучению лексической системы детей с речевой патологией (Ж.В. Антипова, В.А. Гончарова, Е.В. Назарова, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова); - подход к выделению критериев и этапов формирования эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (И.Ю. Кондратенко); - положения исследований о роли арт - педагогики для разностороннего развития детей дошкольного возраста (Л.В. Артемова, Л.С. Выготский, Н.С. Карпинская, Д.В. Менджерицкая, Б.М. Теплов, Л.Г. Стрелкова). В исследовании использовали следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической, логопедической литературы, интерпретация, обобщение педагогического опыта); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования). Новизна исследования: определены возможности использования средств арт - педагогики в формировании эмоциональной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Теоретическая значимость исследования: доказана эффективность применения средств арт - педагогики в формировании эмоциональной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты исследования позволят расширить методику логопедической работы, направленную на совершенствование лексической стороны речи детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня. Практическая значимость исследования состоит в том, что апробированные средства арт - педагогики в формировании эмоциональной лексики могут дополнить содержание коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня. Экспериментальная база исследования: МАДОУ №83 г. Томска. Участвовало в эксперименте 6 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.