ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические основы СПО В России. Характеристика Системы... 3
2. Ключевые аспекты развития современной системы СПО 5
2.1. Модернизация рынка труда 5
2.2. Финансирование и кадры 8
2.3. Спрос на Среднее профессиональное образование 9
3. Современная система СПО на пути модернизации. Перспективы развития... 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
Читать дальше
Итак, среднее профессиональное образование (СПО) направлено на подготовку специалистов среднего звена и представляет собой социальную институцию, которая имеет свою структуру и логику развития. СПО в России реализуется по программам базового и повышенного уровня и в различных формах от очной до заочной. Существует два вида средних специальных образовательных учреждений – техникум и колледж.
На современном этапе СПО позволяет обеспечить непрерывность и последовательность глубоких знаний; реализацию потребности подростков в профессиональной ориентации; возможность осуществлять ориентацию учащихся на дополнительную профессиональную специализацию; преемственность основных этапов процесса формирования профессионального мастерства.
Одним из ключевых аспектов развития системы СПО является процесс модернизации экономики. В связи с интенсивной цифровизацией экономики, широком применении технологий дополненной реальности и искусственного интеллекта создается запрос на опережающую подготовку студентов СПО в условиях упадка традиционных отраслей и профессии, и появления совершенно новых. Данный тренд обуславливает возросшее значение сотрудников, способных критически мыслить, решать нестандартные задачи, уметь эффективно работать с коллективом при решении задач – комплексом надпрофессиональных компетенций «soft skills».
Тем не менее система СПО переживает относительный подъем с 2014 года, если проводить расчет по числу учащихся и числу самих организаций СПО. Однако, несмотря на количественный рост, стабильно снижается бюджетное финансирование. Можно утверждать, что в настоящее время присутствует противоречие между количественным ростом и отсутствием соответственного роста финансового обеспечения. Количественный рост учеников учреждений СПО обусловлен повышением спроса на программы специалистов среднего звена. Причины данного процесса неоднозначны и сводятся и к росту популярности СПО, и к финансовой стагнации населения, невозможности обеспечить подготовку к поступлению ВУЗы, и к популярности транзитной траектории получения высшего образования через колледж, не сдавая Единый Государственный Экзамен. Однако последняя причина опровергается исследователями с указанием на то, что число «транзитных» выпускников колледжа значительно снизилась к 2020-му году.
Цифровизация всех сфер жизни, рост информационной нагрузки, изменение и перестройка рынка труда, рост количества студентов и учреждений СПО при стагнации финансового сектора при возросшем на СПО спросе в целом – вот что составляет перечень основных направлений развития системы СПО в настоящее время.
Возможности развития СПО в сторону интеграции с моделью неформального образования описаны в работе К.И. Есешкина. Принимаются также и практические шаги для дальнейшей модернизации системы СПО. Среди них: создание списка топ-50 востребованных профессий, «Атлас новых профессий», куда вошли перспективные в диапазоне будущих 20-ти лет профессии.
Ключевым является принятие Проекта Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ до 2030 года.
Новая стратегия развития СПО содержит в себе меры, направленные на: обновление содержание, формирование новой инфраструктуры сети СПО; обеспечение и повышение финансовой устойчивости; повышение квалификации кадровой системы СПО; дальнейшее развитие культуры профессиональных соревнований.
Читать дальше
1. Анализ рынка среднего профессионального образования в России в 2016-2020 гг., прогноз на 2021-2025 гг. [Электронный ресурс] // BusinesStat. Готовые обзоры рынков. М., 2020 - Режим доступа: Анализ рынка среднего профессионального образования в России - демоверсия отчета BusinesStat / (дата обращения: 13.11.2021).
2. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — М.: Альпина ПРО, 2021. — 472 с.
3. Глушко Д. Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. – М., 2020. - Режим доступа: /Минпросвещения России представило Стратегию развития среднего профобразования до 2030 года / Минпросвещения России (edu.gov.ru) / (дата обращения: 13.11.2021)
4. Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Среднее профессиональное образование для инновационной экономики // Вестник института социологии. - 2019. - № 1. - Стр. 120-138;
5. Дробышева Е.А. Современное состояние и проблемы российского среднего профессионального образования В России // Молодой ученый. – 2019. - №36 (274). - Стр. 35–36.
6. Дудырев Ф. Ф. Система СПО в условиях пандемии: региональные практики / Дудырев Ф. Ф., Шабалин А. И., Анисимова К. В - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2020. – 18 с.
7. Есешкин К.И. Изменение профессиональной подготовки обучающихся в организациях среднего профессионального образования в условиях современных вызовов времени // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - -2021 - № 200. - . Стр.164-173;
8. Королев В.В. среднее профессиональное образование РФ со взглядом в будущее // Человек и образование. – 2021. - № 2 (67). - Стр. 38-43;
9. Ломтева Е.В., Бедарева Л.Ю. Особенности мотивации молодежи к обучению: перераспределение спроса с высшего на среднее профессиональное образование // Экономическое развитие России. - 2021. - № 8. - Стр. 58–62;
10. Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной маневр, или бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. - 2021. - № 2. - Стр. 10–42;
11. Матвиевская Е.Г., Черевко И.В. Среднее профессиональное образование как особая образовательно система // Вестник ОГУ. - 2011. - № 17 (136). - Стр. 263–269;
12. Мигунова Д.Ю. Современное состояние и проблемы российского среднего профессионального образования // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2014. - №1–2 (117). - Стр. 106–114;
13. Молодые профессионалы для новой экономики: Среднее профессиональное образование в России. / Под редакцией Ф.Ф. Дудырева, И.Д. Фрумина. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 271с.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2008 г. №543 [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации. – М., 2008 - Режим доступа: Документы - Правительство России (government.ru) / (дата обращения: 13.11.2021)
15. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. № 8. - Cтр. 65–89;
Читать дальше