Санкт-Петербург обладает развитой региональной инновационной системой, что обусловлено наличием в экономике региона наукоемких отраслей промышленности, широкой научно-исследовательской и образовательной базы. В городе реализуется множество кластерных инициатив, о чем свидетельствует высокий уровень технологической кооперации между элементами инновационной системы. Региональная инновационная система представлена группой научных, инновационных и промышленных предприятий, а также организациями, обеспечивающих организационную поддержку малым инновационным предприятиям.
В рамках оценки инновационного потенциала Санкт-Петербурга был произведен анализ показателей инновационной активности на основании официальных данных государственной статистики. На основании полученных данных можно сделать вывод, что Санкт-Петербург обладает высоким уровнем инновационного потенциала, однако, в регионе существует ряд административных барьеров, влияющих на благоприятность перспектив инновационного развития.
Результат анализа правового регулирования инвестиций в инновационные процессы свидетельствует о наличии обширной нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной и инновационной деятельности, как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако, несмотря на это правовая база в отношении инвестиционной деятельности в сфере интеллектуальной собственности является несовершенной, а правоприменительная практика носит противоречивый характер. В частности, основополагающие положения гражданского законодательства в сфере интеллектуальной собственности противоречат международным правовым нормам, что препятствует интеграции инновационной системы России в международную инновационную систему. Кроме того, в России отсутствует эффективная система защиты прав интеллектуальной собственности.
Законодательство Санкт-Петербурга демонстрирует стремление правительства к долгосрочному и эффективному сотрудничеству с инвесторами в области реализации стратегических проектов инвестиций в инновации, в то же время существует ряд административных барьеров, связанных с недостаточным количеством инвестиционных налоговых льгот для стимулирования вложений в объекты интеллектуальной собственности, а также отсутствием регионального закона о венчурных инвестициях.
Кроме того, в регионе существует ряд проблем в рамках стратегического планирования ввиду отсутствия в Стратегии 2035 механизмов защиты прав, а также развития инфраструктуры интеллектуальной собственности. Указанные проблемы негативно влияют на привлекательность России для инвесторов, осуществляющих вложения в объекты интеллектуальной собственности и являются одним из основных рисков инвестиционной деятельности.
В связи с изложенным в рамках работы были представлены предложения по совершенствованию законодательства в сфере инвестиций в интеллектуальную собственность, в частности внесение дополнений в налоговое законодательство в Санкт-Петербурге в отношении субъектов, осуществляющих интеллектуальные инвестиции, разработка закона о венчурной деятельности, а также дополнение Стратегии 2035 положениями в сфере защиты и развития института интеллектуальной собственности.
В рамках анализа механизмов государственного управления инновационными процессами в сфере интеллектуальной собственности в Санкт-Петербурге были изучены основные аспекты региональной инвестиционной политики. Учитывая результаты анализа можно сделать вывод, что проводимая в регионе инвестиционная политика направлена на стимулирование инвестиционной деятельности в сфере интеллектуальной собственности и имеет ряд эффективных механизмов.
В то же время в рамках государственного регулирования интеллектуальных инвестиций, в том числе в инвестиционной политике существует ряд серьезных проблем, препятствующих привлечению капитала, среди которых: проблемы правового регулирования, отсутствие эффективной венчурной экосистемы, низкий уровень востребованности и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, отсутствие эффективной системы управления интеллектуальной собственностью, низкий уровень интеграции Санкт-Петербурга в международный и межрегиональный рынок интеллектуальной собственности.
Для преодоления указанных проблем был разработан ряд мер, которые направлены на совершенствование государственного управления инвестициями в интеллектуальную собственность.
Указанные меры были разработаны, в том числе на основе анализа успешного опыта Сингапура в сфере интеллектуальных инвестиций и включают в себя такие предложения, как расширение налоговых льгот для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность в Санкт-Петербурге, увеличение региональных расходов на финансирование стартапов, расширение системы государственной информационной, организационной и юридической поддержки малых инновационных предприятий, реформирование системы управления объектами интеллектуальной собственности в Российской Федерации, путем расширения полномочий Федеральной службы по интеллектуальной собственности, реализация международных инвестиционных проектов в прорывных инновационных направлениях и многие другие. Также был предложен проект паспорта государственной программы «Развитие интеллектуальной собственности в Санкт-Петербурге».
Эффект от указанных мер реализуется в виде создания благоприятного инвестиционного климата в Санкт-Петербурге, росте востребованности и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, усиления кооперации и трансфера технологий, а также обеспечении национальной экономической безопасности.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.