Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы методики изучения фразеологии. 5
1.1 Фразеология, как раздел языкознания. 5
1.2 Классификация фразеологических единиц. 8
Глава 2. Содержательно-методический аспект обучения фразеологии в начальных классах 12
2.1. Методические основы обогащения речи младших школьников фразеологизмами 12
2.2. Особенности изучения фразеологизмов в начальной школе и их воспитательный эффект 20
Заключение 28
Список литературы 30
Читать дальше
Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Показателем уровня культуры, мышления и интеллекта человека является его речь, которая должна соответствовать языковым нормам. Именно в младшем школьном возрасте дети начинают активно использовать лексические и фразеологические средства в разных условиях общения в соответствии с задачами коммуникации. При этом педагог должен научить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, разнообразием и выразительностью языковых средств.
Фразеологические единицы – особый разряд языковых единиц, объединенных общей функцией и назначением: вызвать образное представление о предмете и дать ему эмоционально-экспрессивную характеристику. Фразеологизм имеет незамкнутую открытую структуру. Это означает, что он обычно всем своим составом, как одно неделимое целое, сочетается в речи со знаменательными словами (словом), составляющими фразеологическое окружение. Среди признаков фразеологических единиц отмечаются образность, эмоциональная выразительность, экспрессивность и оценочный характер.
Особенность освоения уровней языка заключается в том, что язык является одновременно продуктом культуры и средством ее сохранения и передачи, поэтому при изучении фразеологии младшим школьникам необходимо указывать на источники появления тех или иных единиц; это послужит основой для возникновения межпредметных связей.
Освоение фразеологического уровня способствует формированию коммуникативной компетенции: фразеологизмы нюансируют, более тонко дифференцируют при номинации объекты и их признаки, а, значит, коммуникант, используя их при общении, сможет точнее, объемнее передать информацию, выразить отношение к чему-либо.
Познание фразеологии русского языка есть не только путь обогащения словаря обучающихся, формирования образности речи, но и средство расширения их кругозора, накопления внеязыковой информации. Обогащение речи младших школьников фразеологическими единицами эффективно при отборе фразеологических единиц с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта, необходимости фразеологических оборотов для общения и познания, восприятия и понимания текстов детской художественной литературы.
Изучение фразеологических единиц в начальной школе обусловлено психолого-педагогическими особенностями детей данного возраста. На первых ступенях обучения в школе детям младшего школьного возраста становится доступно усвоение языковых средств, отличающихся образностью, наличием переносных смыслов.
Таким образом, вся система работы над фразеологизмами в начальных классах поможет обогатить активный словарный запас учащихся, развить культуру речи, привить любовь к родному языку.
Читать дальше
1. Абакулов Р.А. Классификация фразеологических единиц /
Р.А. Абакулов, Ч.Б. Нишанов // Вестник Ошского государственного университета. - 2016. - № 1. - С. 104-107.
2. Авдеева Н.Д. К вопросу об изучении фразеологизмов в школе / Н.Д. Авдеева // Новые горизонты русистики. - 2020. - № 9. - С. 87-92.
3. Бондаренко М.А. Приемы организации уроков при изучении фразеологии / М.А. Бондаренко // Русский язык в школе. - 2016. - № 9.
- С. 22-28.
4. Виноградов В.В. (1946) Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: Наука, 1977. С. 118–139.
5. Ловягина О.В. Изучение фразеологизмов на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО / О.В. Ловягина // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сборник научных статей третьей всероссийской интернет-конференции, Ярославль, 01 октября 2013 года / Министерство образования и науки РФ; ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского». - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, - 2013.
- С. 95-97.
6. Мешавкина Н.Н. Воспитательный эффект использования фразеологизмов на уроках русского (родного) русского языка в начальной школе / Н.Н. Мешавкина // Научный альманах. - 2021. - № 8-1(82). - С. 40-43.
7. Пятова Ю.И. Проблема развития образного мышления младших школьников на уроках русского языка через использование фразеологизмов / Ю.И. Пятова, М.Л. Мальчевская // Вопросы педагогики. - 2021. - № 4-2.
- С. 215-218.
8. Рослова Д.А. Фразеологизмы и их изучение на уроках русского языка в начальной школе / Д.А. Рослова // Образовательное пространство: проблемы, достижения, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Шадринск, 01 февраля 2019 года / Шадринский государственный педагогический университет; ответственные редакторы Л.А. Милованова, И.Н. Разливинских. - Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, - 2019. - С. 235-240.
9. Свиридова А.В. Лингвистическая природа фразеологизмов как объект изучения в начальной школе / А.В. Свиридова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5. - С. 163-173.
10. Сергеев В.С. Изучение фразеологии в школе [Электронный ресурс] // Проблемы Науки. - 2017. - №27 (109). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-frazeologii-v-shkole (дата обращения: 13.12.2021).
11. Суслина Е.С. Метод проектов при изучении фразеологии на уроках русского языка в начальной школе / Е.С. Суслина // [Электронный ресурс] Ratio et Natura. - 2020. - № 2(2). Режим доступа: https://ratio-natura.ru/vypusk-no2-2-2020-g (дата обращения: 13.12.2021).
12. Шиганова Г.А. Освоение фразеологических единиц младшими школьниками: лингвокогнитивный подход / Г.А. Шиганова, Л.П. Юздова,
А.В. Свиридова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5(72).
- С. 500-502.
Читать дальше