?>
Введение……………………………………………………………………...…..3 ГЛАВА 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи детей старшего дошкольного возраста………………..……6 1.1 Речь. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………….6 1.2 Возможности дидактической игры в развитии детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….………..11 1.3 Целенаправленное использование дидактической игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………...………….19 Выводы по главе 1………………………………………………………..…….26 ГЛАВА 2 Исследование условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх…………………………….………..28 2.1 Организация эксперимента……………………………………...…………28 2.2 Констатирующий этап эксперимента……………………..………………35 2.3 Формирующий этап эксперимента…………………….………………….40 2.4 Контрольный эксперимент……………………………..………………….50 Выводы по главе 2…………………………………………..………………….56 Заключение………………………………………………………..…………….57 Библиографический список………………………………..…………………..59 ПРИЛОЖЕНИЕ А. Результаты диагностики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап) контрольная группа ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Результаты диагностики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап) экспериментальная группа ПРИЛОЖЕНИЕ В. Результаты диагностики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап) контрольная группа ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Результаты диагностики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап) экспериментальная группа

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх

дипломная работа
Педагогика
60 страниц
81% уникальность
2021 год
26 просмотров
Итальянский А.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение……………………………………………………………………...…..3 ГЛАВА 1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи детей старшего дошкольного возраста………………..……6 1.1 Речь. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………….6 1.2 Возможности дидактической игры в развитии детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………….………..11 1.3 Целенаправленное использование дидактической игры в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста…………………...………….19 Выводы по главе 1………………………………………………………..…….26 ГЛАВА 2 Исследование условий развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх…………………………….………..28 2.1 Организация эксперимента……………………………………...…………28 2.2 Констатирующий этап эксперимента……………………..………………35 2.3 Формирующий этап эксперимента…………………….………………….40 2.4 Контрольный эксперимент……………………………..………………….50 Выводы по главе 2…………………………………………..………………….56 Заключение………………………………………………………..…………….57 Библиографический список………………………………..…………………..59 ПРИЛОЖЕНИЕ А. Результаты диагностики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап) контрольная группа ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Результаты диагностики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап) экспериментальная группа ПРИЛОЖЕНИЕ В. Результаты диагностики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап) контрольная группа ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Результаты диагностики развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап) экспериментальная группа
Читать дальше
Актуальность исследования речевого развития дошкольника на сегодня очевидна: количество воспитанников дошкольных учреждений с различными речевыми нарушениями возрастает, чаще всего встречаются комплексные нарушения, требующие длительной работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте проблема развития связной речи актуализируется в наибольшей степени. Это связано с предстоящим переходом ребенка к систематическому обучению в школе. И от того, насколько будет развита речь ребенка, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.


Если вы ищете компанию, которая выполняет чертежные работы для студентов , переходите на сайт Work5 и оформляйте заказ.


Развитая речь – это один из показателей сформированных познавательных процессов, таких как: внимание, память, логическое мышление, воображение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013г. определяет содержание, направление работы и предъявляет ряд требований к реализации образовательной области «Речевое развитие». Следует отметить об интеграции в развитии связной речи с другими образовательными областями. Реализация принципа интеграции образовательных областей является обязательным требованием при исполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с действующими государственными требованиями. Именно поэтому в данной работе предлагаем формировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры, так как игра является основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Различные аспекты проблем развития связной речи рассматриваются в трудах Л.С. Выготского, В.П. Глухова, А.Н. Леонтьева, Г.М. Ляминой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Т.Б. Филичевой. Среди современных исследователей были выделены работы Л.В. Ворониной, Д.В. Менджерицкой, Т.А. Ладыженской и др. Анализ теоретических основ проблемы и практики работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста связной речи позволил выявить существующее противоречие: между тем, что в методической литературе доказано влияние различных дидактических игр на развитие связной речи детей и недостаточным использованием данного опыта в практической работе воспитателей. Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему исследования, которая заключается обосновании и подборе дидактических игр как средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Актуальность, социальная значимость данной темы в теории и практике определили выбор темы для работы: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх». Цель исследования заключается в изучении влияния дидактических игр на процесс развития связной речи и разработке методических рекомендаций по их использованию в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх. В исследовательской работе выдвигается следующая гипотеза: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет более успешным, если в работе по развитию связной речи использовать дидактические игры. Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:  Провести анализ литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;  Выявить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста;  Составить комплекс дидактических игр по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверить его эффективность. Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:  Теоретические методы – изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы;  Эмпирические методы – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); экспертная оценка. Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования и методику проведения эксперимента могут использовать в своей профессиональной деятельности воспитатели для решения задач развития связной речи. База исследования. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55» г. Красноярска. В исследовании принимали участие старшие дошкольники 5-7 лет две группы по 14 человек, контрольная группа – дети с нормальным речевым развитием, экспериментальная группа – дети с небольшими речевыми нарушениями, зачисленные на логопункт дошкольного учреждения, по 7 мальчиков и 7 девочек. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Читать дальше
Проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Связную речь рассматривают как один из сложных видов речевого общения, также как особенный вид речемыслительной деятельности, при которой в итоге будет оформлено полноценное текстовое сообщение. Связная речь имеет сложное строение, поэтому даже хорошо сформированная техника владеть фразой не создает полностью умения составлять связные сообщения. Рассмотрены средства развития связной речи. Их использование и применение в образовательном процессе. В старшем дошкольном возрасте дети успешно овладевают доступными формами связной речи, а к началу школьного обучения связная речь должна быть существенно развита. Сделаны вывод, что связная речь вбирает в себя все достижения ребенка дошкольного возраста в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития. Дидактическая игра является действенным методическим средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. В игровом процессе речь развивается в ходе обучения детей составлять рассказ-описание по картинам с использованием опорных схем, пересказывании литературного материала, проигрывания этюдов, коммуникационных игр и упражнений, построении свободного высказывания ребенка о событиях из личного опыта и наблюдения за окружающим миром. Большое внимание уделяется приобщению детей к постоянному использованию в речи распространенных предложений. Поэтому задач взрослых – научить детей старшего дошкольного возраста связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. На констатирующем этапе педагогического эксперимента выявляли уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для этого были использованы диагностические задания, разработанные В.П. Глуховым. Было выявлено, что составить грамматически правильные предложения, которые были бы адекватны как по смыслу, так и по содержанию удалось не всем испытуемым, использование в работе дидактических игр, в том числе игры «Активити», привело к решению задач развития связной речи дошкольников. Большинство испытуемых смогли в своих рассказах отразить все опрос задания, однако, отдельные фрагменты детских рассказов представляли собой простое перечисление предметов и действий. Для составления полноценного рассказа большинству воспитанников постоянно требовались наводящие вопросы. Описывая предмет по план-схеме, дети не составляли полноценных предложений, а просто отвечали на вопросы, содержащиеся в план-схеме. На констатирующем этапе эксперимента были выявлен респонденты с высоким, средним и низким уровнями общего показателя развития связной речи. В исследовательской работе представлен комплекс дидактических игр по развитию речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально проверена его эффективность. Результаты контрольного эксперимента показали повышение показателей развития связной речи по всем заданиям, а также увеличение общего показателя развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, была подтверждена гипотеза об эффективности использования дидактических игр в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Несомненно, полученные результаты диагностики по выявлению уровня развития речевой коммуникации, способности самостоятельно продуцировать монологическую и диалогическую речь на примере текста, определять последовательность сюжета, составлять рассказ по сюжетным картинкам, пересказывать текст не являются окончательными. Успех развивающей работы свидетельствует о необходимости дальнейшего использования разработанных рекомендаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Читать дальше
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0018 (дата обращения: 28.11.2021). 2. Брынзарей Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко. – Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 111 с. 3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа / В.В. Гербова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с. 4. Глухов В.П. Комплексный поход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития / В.П. Глухов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: В. Секачев, 2014. – 215 с. 5. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие для студентов пед. и гуманит. Вузов и практикующих логопедов / В.П. Глухов. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: В. Секачев, 2014. – 218 с. 6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: 6-е изд., испр. и доп. / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2011. – 185 с. 7. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. Пособ. для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с. 8. Жукова Н.С. Развитие речи: мир вокруг тебя / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2016. – 320 c. 9. Жулина Е.В. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка [Электронный ресурс] / Е.В. Жулина, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. 2017. №2. Режим доступа: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/351/352 (дата обращения 06.12.2021). 10. Заводчиков О. Индивидуальный подход к развитию речи детей / О. Заводчиков // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 21-25. 11. Иванова Т.М. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Совушка. 2017. N4(10). Режим доступа: https://kssovushka.ru/zhurnal/10/ (дата обращения: 05.12.2021). 12. Козлова А.Ю. Игра «Активити», как культурная практика детей дошкольного возраста / А.Ю. Козлова, О.А. Пасько, Е.Б. Бычкова // Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОС: материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти, 7-28 ноября 2016г.) / под ред. О.. Дыбиной [и др.]. – Ульяновск, 2016. – С. 609-619. 13. Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреж. / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c. 14. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду / Э.П. Короткова. – М.: Просвещение, 2014. – 162 с. 15. Костромина Т.Б. Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи детей // Филологическое образование в период детства. 2015. Т. 22. С. 47–49. 16. Краснова У.А. Развитие лингвистических навыков у детей с применением практического метода – игры с использованием иностранных слов // Педагогический опыт: теории, методика, практика. 2016. - № 4 (9).- С. 2. 17. Липина С.В. Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук. - М.: Эксмо, 2017. - 222 c. 18. Маланка Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. - 192 c. 19. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.). – М.: Наука, 2014. – 231 с. 20. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 48 c. 21. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. – М.: Педагогика, 2017. – 212 с. 22. Рудыка Ю.П. Межполушарные связи, их формирование и влияние на интеллектуальное развитие ребенка // Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. – Симферополь, 2018. – С. 55-58. 23. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания / А.И. Савенков. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 240 с. 24. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением / С.Л. Соловейчик. – М.: АСТ, 2019. – 240 с. 25. Туманова Т.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, А.В. Соболева. – М.: Изд. В. Секачев, 2016. – 196 с. 26. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2014. - 304 с. 27. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 531 с. 28. Швайко Г. С. Игры и упражнения по развитию речи / Г. С. Швайко. - М.: Айрис, 2015. - 220 с. 29. Швачкин Н. Х. Возрастная психолингвистика: хрестоматия / Н. Х. Швачкин; сост. К. Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2016. - 330 с. 30. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. – М.: Владос, 2012. – 360 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Статистическая оценка объема платных услуг на душу населения и факторов их изменения
Количество страниц:
25
Оригинальность:
80%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Экономическая статистика
курсовая работа
Показания подозреваемого, обвиняемого и подсудимого как доказательства по уголовному делу
Количество страниц:
27
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Уголовное право
курсовая работа
«Мониторинг социально-экономического развития региона»
Количество страниц:
35
Оригинальность:
42%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Государственное регулирование экономики
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image