ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................. 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА............................. 6 1.1. Социально-экономическое развитие региона: цели, задачи, принципы развития...................................................................................................................... 6 1.2. Методы, подходы и методики мониторинга социально-экономического развития региона......................................................................................................... 9 1.3. Зарубежные и отечественные практики анализа развития территорий...... 19 2. МОНИТОРИНГ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ....................................................................................................................... 21 2.1. Анализ и оценка реализации стратегий социально-экономического развития регионов....................................................................................................... 21 2.2. Направления и задачи совершенствования системы мониторинга реализации стратегий социально-экономического развития регионов................. 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................... 35

«Мониторинг социально-экономического развития региона»

курсовая работа
Экономика
35 страниц
42% уникальность
2021 год
19 просмотров
Кривоспицкий А.
Эксперт по предмету «Государственное регулирование экономики»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................. 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА............................. 6 1.1. Социально-экономическое развитие региона: цели, задачи, принципы развития...................................................................................................................... 6 1.2. Методы, подходы и методики мониторинга социально-экономического развития региона......................................................................................................... 9 1.3. Зарубежные и отечественные практики анализа развития территорий...... 19 2. МОНИТОРИНГ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ....................................................................................................................... 21 2.1. Анализ и оценка реализации стратегий социально-экономического развития регионов....................................................................................................... 21 2.2. Направления и задачи совершенствования системы мониторинга реализации стратегий социально-экономического развития регионов................. 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………. 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................... 35
Читать дальше
Актуальность темы исследования. В условиях мировой глобализации усиливается роль регионов, которые отличаются между собой по наличию промышленного, аграрного, социального и финансово инвестиционного потенциала. Их особенности определяют использование определенного набора инструментов и стимулов, посредством которых, как показывает опыт развитых стран мира, в условиях передачи ряда полномочий местным органам власти и управления реализуется приближение услуг административного и общественного характера к населения, усиливается способность территориальных общин к решению местных проблем сами по себе. Региональные и местные органы власти и управления становятся ключевыми в организации развития территорий. Состояние изученности проблемы.


Боитесь заказать диссертацию по финансам? Не прееживайте. Доверьте написание диссертации нам. Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ. Мы обещаем, что справимся и с вашей диссертацией!


Исследованию различных аспектов социально-экономического развития проблемных регионов посвящены работы отечественных и зарубежных ученых: В. Бабаева, З. Варналия, Ю. Верланова, О. Геймана, А. Гранберга, М. Долишнего, Ф. Заставного, В. Игнатова, В. Керецмана, М. Кизима, В. Петросянца, О. Хасбулатова и др. Проблемы совершенствование механизма и инструментария государственной поддержки проблемных регионов, в частности государственно-целевого программирования рассматривали З. Бурык, В. Жук, Ж. Захарова, О. Недобега, В. Лукашевич и др. Однако некоторые из вопросов, связанных с методикой определения проблемных регионов с учетом уровней и темпов их экономического и социального развития, остаются недостаточно рассмотренными. Кроме того, на сегодняшний день эффективность инструментов государственной поддержки регионального развития, в частности государственных целевых программ в сфере поддержки проблемных регионов в России низкий, а механизм их разработки несовершенен, о чем свидетельствует растущее из года в год количество проблемных регионов. Цель и задачи исследования. Целью исследования является развитие теоретико-методических положений и обоснование практических рекомендаций по усовершенствованию государственного стимулирования социально-экономического развития регионов. Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи: 1) обосновать теоретические основы обеспечения социально-экономического развития региона с целью определения современных инструментов стимулирования; 2) осуществить анализ зарубежного опыта стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях финансовой децентрализации с позиции возможности его применения в России; 3) проанализировать особенности социально-экономического развития регионов с целью определения уровня их финансовой состоятельности; 4) усовершенствовать инструментарий мониторинга и контроля процесса стимулирование социально-экономического развития регионов. Предметом исследования выступают экономические условия, методы, приемы и процедуры формирования траектории фундаментального развития региональных социально-экономических систем. Объектом исследования являются процессы стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях передачи полномочий и финансовых ресурсов местным органам власти и управления. Методологическая база. В работе использована совокупность общенаучных и прикладных методов исследования, в частности: общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции – для обобщения особенностей стимулирования социально-экономического развития регионов, выделение закономерностей регионального развития в России, обоснование предложений по усовершенствование направлений стимулирования социально-экономического развития регионов на основе финансовой децентрализации и формирования выводов; сравнительный метод – при анализе зарубежного опыта стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях финансовой децентрализации с позиции возможностей применения такого опыта в России; количественный анализ – при выявлении современных особенностей стимулирования социально-экономического развития регионов России; экономико-математическое моделирование – для обоснования влияния инструментов региональной политики на социально-экономическое развитие регионов при финансовой децентрализации; метод дискретного поиска и оптимизации – для разработки подхода к получению прямых и реверсных дотационных коэффициентов. Научная новизна полученных результатов заключается в дальнейшем развития теоретических и научно-методических положений, определяющих направления стимулирования социально-экономического развития регионов на основе усовершенствования инструментов региональной политики. Практическое значение полученных результатов состоит в том, что реализация предложений по стимулированию социально-экономического развития регионов с помощью бюджетных инструментов способствует решению актуальной задачи увеличения доходов местных бюджетов и повышения на этой основе благосостояния регионов. Разработанный подход к обеспечению подотчетности и финансовой подконтрольности при стимулировании социально- экономического развития регионов позволяет обеспечить постепенное выполнение указанных функций: от юридически строго контролируемых соглашений между сторонами к многосторонней, основанной на доверии поддержки добровольно взятых на себя взаимных обязательств. Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, пяти подразделов, заключения, списка использованных источников

Читать дальше
В работе приведены теоретические обобщения и предложено новое решение актуальной научной задачи стимулирования социально-экономического развития регионов Оно направлено: в теоретическом плане – на обоснование концептуальных основ стимулирование социально-экономического развития регионов в условиях финансовой децентрализации; в методическом плане – на обоснование научных приемов исследования стимулирования социально-экономического развитию регионов в условиях децентрализации; в практическом плане – на обоснование влияния бюджетных инструментов на социально-экономическое развитие регионов. 1. В рамках обобщения основных теоретических основ обеспечения социально-экономического развития региона и анализа теорий регионального развития ведущих экономических школ (классической, неоклассической, кейнсианской и институциональной) осуществлена классификация инструментов стимулирование социально-экономического развития регионов в условиях финансовой децентрализации по таким признакам, как организационно-административные, экономические (производственные, рыночные и финансовые) и социальные. В отличие от существующих, она учитывает в составе финансовых, как ключевые, бюджетные инструменты, способствующие в условиях финансовой децентрализации росту самодостаточности регионов и их финансовой состоятельности, а также дает возможность формирования направлений стимулирования социально-экономического развития регионов через сглаживание существующих территориальных и региональных диспропорций. 2. Уточнено определение финансовой децентрализации как формы экономических отношений путем учета степени закрепленности финансовых ресурсов и организационной функциональной самостоятельности по органам местного самоуправления и регионами. При стимулировании регионального развития востребованной формой таких отношений между государственными органами власти и управления и органами местного самоуправления является финансовая децентрализация, которой свойственны следующие особенности: – предусматривает делегирование значительных полномочий органам власти на местах, с тем чтобы обеспечить состоятельность территориальных общин самостоятельно принимать решения по формированию доходов, расходов и нормативно-правового регулирования в целях обеспечения социально-экономического развития регионов; – предусматривает контроль за эффективностью распределения бюджетных средств; – способствует сокращению межрегиональной дифференциации по объему получаемых выгод от предоставления общественных благ и уровнем осуществляемых налоговых платежей, когда нарушается принцип территориальной справедливости, который предполагает равный доступ к общественным благам независимо от географического расположения регионов; – не меняет приоритеты государственных органов власти и управления по предоставление инфраструктурных инвестиций; – способствует участию государственных органов власти и управления в выравнивании доходных и расходных частей бюджетов местного самоуправления, регулировании социально-экономических диспропорций развития регионов. 3. На базе сравнительного анализа зарубежного опыта стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях финансовой децентрализации обоснована целесообразность увеличения удельного веса доходов и расходов местных бюджетов в сводном бюджете до уровня экономически развитых стран; рост объема налоговых поступлений в доходах местных бюджетов и ответственности за их администрирование; снижение зависимости местных бюджетов от трансфертов по целевому назначению (субвенций), средства которых органы местного самоуправления не имеют полномочий распределять самостоятельно; предоставление органам местного самоуправление организационной самостоятельности через делегирование им полномочий по принятию решений в сферах, относящихся к ним компетенции. 4. С помощью комплекса критериев, методов и коэффициентов, направленных на исследование соотношения соответствующих бюджетных показателей, проведена оценка состояния социально-экономического развития регионов с позиций денежной способности. Определено, что особенности регионального развития зависят от экономической и социальной эффективности исполнение бюджетов регионов. Проведенный анализ показал, что в современных условиях особенностями социально-экономического развития регионов является медленное сокращение результативности использования ресурсного потенциала отдельных регионов, а также зависимость последних от денежных ресурсов государственного бюджета. 5. Обозначен подход к оценке эффективности стимулирования социально-экономического развития регионов в условиях финансовой децентрализации, который построено на базе определения влияния бюджетных факторов и доходы населения региона, что позволяет более точно и достоверно оценить меры региональной политики при делегировании полномочий органам местного самоуправления. Анализ влияния факторов (налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты, официальные трансферты местный бюджет ам от органов государственной власти и управления; расходов местных бюджетов) на региональное развитие показало недостаточную эффективность бюджетных инструментов в связи с ростом налогового нагрузки на доходы регионов в условиях сокращения налоговых поступлений в местные бюджеты, а также существенные отличия между регионами относительно зависимости от доходов населения от изменения таких факторов.
Читать дальше
1. Алиев И. М. Социальное инвестирование как фактор устойчивого развития региона // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: материалы XXIII международной научно-практической конференции, Прага, Чешская республика, 30 апреля 2020 года. – Прага: World Press s.r.o., 2020. – С. 17-21. 2. Арынова З. А. Основные направления экономического развития региона через призму влияния пандемии коронавируса // Вестник Инновационного Евразийского университета. – 2021. – № 1(81). – С. 71-78. 3. Бочарова А. А. Развитие системы планирования социально-экономического развития региона // Актуальные проблемы экономики, финансов и бухгалтерского учета в сельском хозяйстве: Материалы национальной межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Балашиха, 11 мая 2021 года. – Балашиха: Российский государственный аграрный заочный университет, 2021. – С. 37-45. 4. Варшавский А. Е. Проблемы социально-экономического развития страны после завершения активной фазы борьбы с коронавирусом / А. Е. Варшавский // Концепции. – 2020. – № 1(39). – С. 3-17. 5. Гетманцев К. В. Многофакторное моделирование экономического развития региона / К. В. Гетманцев, Е. М. Крылова // Современная экономика: проблемы и решения. – 2021. – № 3(135). – С. 110-119. 6. Грунин О. А. Методы управления инновационными процессами в региональной экономической системе / О. А. Грунин, О. В. Навоева // Экономика и управление. – 2009. – № 10(48). – С. 57-60. 7. Зверев В. В. Проблемы и пути совершенствования деятельности региональных институтов развития / В. В. Зверев, Э. Н. Самедова, О. В. Федорова // Наука и инновации - современные концепции: Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума, Москва, 21 февраля 2019 года / отв. ред. Д.Р. Хисматуллин. – Москва: Инфинити, 2019. – С. 18-28. 8. Звягинцева Ю. А. Теоретические основы формирования стратегии социально-экономического развития региона / Ю. А. Звягинцева, В. П. Бардовский, Е. В. Трошина // Вестник ОрелГИЭТ. – 2019. – № 4(50). – С. 104-111. 9. Иванова Н.В. Методика оценки пространственной дифференциации экономики регионов России // Экономика. Налоги. Право. – 2013. – № 6 – С. 61-67. 10. Курченков В. В. Преимущества корпоративной модели государственного сектора экономики России / В. В. Курченков, О. С. Макаренко // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2018. – № 2(105). – С. 10-15. 11. Маевская Л. И. Особенности региональной инновационной политики в условиях выработки новых стратегических подходов в территориальном развитии страны // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – Т. 8. – № 8A. – С. 222-234. 12. Мусаев Р.А., Решиев С.С. Характерные особенности региональной политики в развитых странах // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 48. – С. 49-54. 13. Селин В.С., Башмакова Е.П. Значение северных и арктических регионов в новых геоэкономических условиях развития России // Регион: экономика и социология. – 2010. – № 3. – С. 21-27. 14. Современные вызовы экономики и систем управления в России в условиях многополярного мира: сборник статей и тезисов докладов Международной научно-практической конференции: секция «Новейшие технологии управления и политика цифровизации», Санкт-Петербург, 29 апреля 2021 года. – Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2021. – 152 с. 15. Соклаков А. А. Устойчивое развитие экономики как основа социально-экономического развития региона / А.А. Соклаков, И. М. Нехорошев // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: Сборник научных трудов 10-й Международной научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации, Курск, 18–25 февраля 2021 года. – Курск: Курский филиал «Финансовый университет при Правительстве РФ», 2021. – С. 383-389. 16. Солнцев Д. Р. Оценки уровня устойчивого развития региона // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 3(128). – С. 365-370. 17. Стоцкий Е.В. Проблемы стимулирования инновационного развития России // Креативная экономика. – 2021. – Т. 15. – № 4. – С. 1083-1096. 18. Турковский С.Р. Концептуально-методологические основы инновационного развития современной Российской экономики // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2021. – Т. 13. – № 2(42). – С. 116-134. 19. Шмелева О.Г. Особенности реализации стратегии инновационного импортозамещения в современной Российской экономике / О. Г. Шмелева, А. А. Ярлыченко // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2018. – № 1. – С. 22-29. 20. Штумпф С.Ф. Управление экономическими процессами как фактор социально-экономического развития региона // Актуальные направления современных научных исследований: перспективы развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов, Краснодар, 26 февраля 2019 года. – Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2019. – С. 217-221.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Управление персоналом в айти-сфере средствами Scrum методологии
Количество страниц:
45
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Управление персоналом
курсовая работа
Отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности расчетов с персоналом по оплате труда (на примере ООО «"МЯСОКОМБИНАТ "ПАВЛОВСКАЯ СЛОБОДА"»)
Количество страниц:
35
Оригинальность:
66%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
курсовая работа
Обучение дошкольников второму языку
Количество страниц:
25
Оригинальность:
94%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image