С помощью теоретического анализа мы определили, что буллинг является насилием, которое осуществляется систематически продолжительное время, одним человеком или группой лиц, по отношению к человеку, который не может себя защитить.
Основными причинами буллинга в подростковом возрасте можно разделить на внешние, внутриличностные и внутрисемейные. Внешними причинами является атмосфера образовательного учреждения, в котором обучается подросток, внутриличностные причины основываются на переживании переходного возраста, включающего в себя психологические и физиологические изменения, а внутрисемейные причины происходят из проблем в подростково-родительских отношениях. Данные причины связаны с психологическими изменениями подростка и его переживаниями и относятся как «обидчику», так и к «жертве».
Важно проводить как индивидуальную работу с потенциальными «обидчиками» и «жертвами», с учетом индивидуальных особенностей, так и групповую работу по профилактике буллинга должна проводиться во всей школе и в каждом классе отдельно для лучшего результата по предотвращению насилия в образовательной организации.
В ходе практического исследования была проведена диагностика на наличие буллинга в классах, замерена степень агрессивности подростков и проведена «Социометрия» на выявление потенциальных «жертв» и «обидчиков».
Поставленная цель исследования была достигнута. Все поставленные задачи по рассмотрению проблемы буллинга и его профилактики в подростковой среде были выполнены. Была проведена диагностика и подобранна программа по профилактике буллинга среди подростков, которая положительно отразилась на результатах повторной диагностики.
Сегодня превалирует клинический подход к буллингу, означающий, что длительная настойчивая травля – маркер серьезного личностного расстройства, то есть буллер имеет проблемы психологического характера. Его эмоциональная сфера нарушена, хотя волевая сфера выглядит здоровой. Такой ребёнок добивается всегда своего, его интеллект способен анализировать, но совесть не останавливает буллера и не позволяет принимать решения, за которые он мог бы на самом деле ответить.
Потребность в самоутверждении за счет унижения других людей говорит о «сломанной» системе самоценности, нарушении развития эмоциональности, а значит – и личности, то есть о личностной патологии. Чем раньше буллер столкнется с конфронтацией, тем скорее он «опомнится». Конфронтация – твердая, не агрессивная позиция: «Так нельзя, и я не допущу подобного поведения!» – лучший способ остановить развитие неприемлемого поведения.
Буллинг может происходить в любом классе. Потенциальный тиран (буллер), движимый желанием реализовать свою власть, ищет уязвимые места, на которые потенциальная жертва реагирует с особой чувствительностью. И только затем находятся какие-либо внешние аргументы, почему жертва должна быть подвергнута террору (мобильный телефон старой модели, не подходящая одежда, внешние данные и т.п.). В буллинге меньше всего виновата сама жертва, как личность.
Современные подростки, их родители и молодежь оказываются в особой ситуации социального развития, которую можно охарактеризовать как постоянно меняющуюся в связи с внедрением цифровых технологий в различные области повседневной жизни. Именно подростки и молодые люди находятся «в авангарде» освоения цифровых технологий и воспринимают их не только как инструменты, но и как полноценную среду обитания. Возникает новая форма социализации - цифровая социализация, в рамках которой технологии опосредуют различные области человеческой деятельности, в том числе коммуникативную деятельность, которая особенно важна для подростков и молодежи (Солдатова, 2018). Цифровое пространство, особенно социальные сети, становятся неотъемлемой частью автопортрета и общения молодежи. Построение нового коммуникационного пространства чревато не только приобретением различных возможностей, но и столкновением с рисками, в том числе с киберагрессией.
Присущая человеку агрессивность ограничивалась веками параллельно с развитием культуры и цивилизации. В подростковом возрасте в связи с особенностями интеллектуального развития ребенок проявляет агрессивность, по степени выраженности превосходящую агрессивность взрослых. В процессе социализации усваиваются культурные нормы, ограничивающие проявления деструктивного поведения. В контексте исторического развития человечества возникают и формируются различные формы культурного поведения, которые зависят от возраста и определяются ситуацией общественного развития. Фигура взрослого, в первую очередь родитель, играет фундаментальную роль в определении репертуара культурных практик, включая практики управления гневом, которым подростки учатся в процессе социализации. Современный контекст цифровой социализации характеризуется значительным разрывом между родителями иподростками в развитии цифрового пространства, что может повлиять только на особенности построения культурных норм в Интернете.