Роль органов прокуратуры в механизме государства менялись не одно столетие. Со времен Петра I она постоянно подвергалась реформированию: менялась её система, полномочия и направления деятельности меняли курс. Но за такой длительный период ни совершенствование законодательства, ни реформирование органов власти, не смогли поставить точку и определить правовой статус прокуратуры, её место среди органов государственной власти.
Прокуратура в Российской Федерации появилась как орган, обеспечивающий законность на территории Российского государства. Изначально модель прокуратуры представляла собой сочетание различных заимствований из прокуратур зарубежных государств, но с учетом российских реалий. Прокуратура на протяжении всей истории своего существования меняла свои статус и полномочия, однако в целом основной задачей оставалась все та же - обеспечение законности.
Современная система и структура органов прокуратуры сформировалась несколько десятилетий назад, и до сегодняшнего дня остается достаточно стабильной. Существуют не только так называемые органы «общей» прокуратуры, но и специализированные прокуратуры - природоохранные, транспортные и т.п.
Система органов прокуратуры закреплена в Законе «О прокуратуре РФ» и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Законом запрещено создание на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Это является одним из условий реализации основополагающего принципа построения и функционирования прокуратуры - единства и строгой централизации системы прокурорских органов.
Проблема правового статуса прокуратуры заключается в том, что Конституция России не закрепляет прокурорскую власть как одну из самостоятельных ветвей власти в ст. 10, и в ст. 11 не указывает прокуратуру среди органов, осуществляющих государственную власть. Стоит отметить, что смутной попыткой законодателя решить вопрос о статусе прокуратуры, стало внесение изменений в название главы 7, изначально именуемой как «Судебная власть». Лишь путем внесения поправок в Конституцию от 05.02.2014 г. она стала именоваться «Судебная власть и прокуратура». Но этот шаг так и не позволил говорить в полной мере о решении столь актуального вопроса. В настоящее время действует Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», который определяет прокуратуру как единую централизованную систему органов, которые осуществляют надзор и иные функции от имени Российской Федерации. Это положение позволяет считать её органом государственной власти. Такое промежуточное положение, нахождение прокуратуры вне рамок классического триединства ветвей власти, создает массу теоретических и практических проблем. По нашему мнению, необходимо внести ясность в положение органов прокуратуры в Российской Федерации следующим образом.
В соответствии со статьей 129 Конституции Российской Федерации «Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему с подчинением прокуроров нижнего уровня вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору Российской Федерации» организация и деятельность прокуратуры являются основополагающими принципами: единство, централизация, независимость, прозрачность и законность. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина. Помимо охраняемых законом интересов общества и государства, Прокуратура Российской Федерации выполняет определенные функции. Прокуратура Российской Федерации также имеет определенную организационную структуру.
При детальном и всестороннем анализе принципов организации идеологии, а также функций прокуратуры можно сделать вывод о важности для прокуратуры обеспечения надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и Контрольные органы.
Существуют разные точки зрения на возможность отнесения прокуратуры к любой из закрепленных в конституции ветвей власти. Причем практически каждая находит свое подтверждение в тот или иной исторический период развития этого института в России. Но следует отметить, что подчинение прокуратуры любой из ветвей власти приведет к усилению механизма реализации этой власти и, как следствие, к разрушению системы «сдержек и противовесов», увеличивая опасность нарушения законов.
Отсюда можно сделать вывод, что Прокуратура Российской Федерации является необходимый и надежно функционирующий государственный орган системы обеспечения разделения и взаимодействия властей.
Проблемным аспектом выступает и то, что до настоящего времени не урегулированы отношения органов прокуратуры с властными субъектами, к которым можно отнести Президента, представительные (Федеральное Собрание), судебные органы государственной власти. Граждане РФ также не попадают под надзорные полномочия прокуратуры. Из указанных положений следует, что на дальнейшее реформирование и совершенствование законодательства об органах прокуратуры должно быть обращено повышенное внимание законодателей.