Доходы федерального бюджета являются финансовой основой выполнения государством своих расходных обязательств. Структура доходной̆ части федерального бюджета демонстрирует степень реализации приоритетных задач и целей, определенных правительством для оздоровления экономики. Таким образом, проблема эффективного построения структуры доходов бюджета по сегодняшний день является актуальной.
Также стоит отметить, что структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов показывает изменения во многих экономических процессах. Своевременность и полнота формирования доходной части бюджета устанавливает возможность исполнения расходных обязательств в целях обеспечения активного социально-экономического развития страны.
Доходы бюджетов включают в себя налоговые и неналоговые виды доходов, а также безвозмездные поступления.
Налоговые доходы бюджетов означают доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов и в том числе от налогов, которые предусмотрены специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Неналоговые доходы бюджетов подразумевают:
доходы от использования имущества, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
доходы от продажи имущества, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
доходы от платных услуг, которые предоставляются казенными учреждениями;
средства самообложения граждан;
средства, которые получены в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, включая штрафы, конфискации, компенсации и средства, полученные в целях возмещения вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, а также иные суммы принудительного изъятия;
иные неналоговые доходы, а именно таможенные пошлины и страховые взносы.
Стоит отметить, что уплата таможенных пошлин и сборов регулируется таможенным законодательством. Безвозмездные поступления включают:
дотации, субсидии (межбюджетные субсидии) и иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
субвенции из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ;
безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, включая добровольные пожертвования.
Помимо этого в федеральном бюджете все доходы делятся на нефтегазовые и ненефтегазовые. Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного Фонда. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет: налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья; вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Доходы федерального бюджета РФ за 2020 г. сократились по сравнению с 2019 г. на 11,7% и составили 90,8% от прогнозных объемов. Наибольшее снижение, 3,5 трлн. руб., было зафиксировано по нефтегазовым доходам, в том числе по НДПИ – в размере 2,3 трлн. руб. и по вывозным пошлинам – в размере 1,2 трлн. руб.
По итогам 2020 г. поступления нефтегазовых доходов в бюджет РФ составили 4,9 трлн. руб., на 0,3 трлн. руб. превысив значение их базового объема, и позволив практически не задействовать средства Фонда национального благосостояния для балансировки бюджета. Как результат, по состоянию на 1 января 2021 г. объем средств ФНБ в рублевом эквиваленте увеличился до 13 545,7 млрд. руб. (183,3 млрд долл.) против 7 773,1 млрд. руб. (125,6 млрд. долл.) годом ранее, что произошло по причине зачисления дополнительных нефтегазовых доходов, сформировавшихся по итогам 2019 г., и курсовой переоценки.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета за 2020 г. выросли относительно предыдущего года на 1,2 трлн. руб., или на 9,8% в реальном выражении. Этот рост был обусловлен перечислением прибыли Банка России от продажи пакета ПАО «Сбербанк» (отражен по статье «Прочие доходы»). По остальным налоговым доходам было зафиксировано сокращение поступлений относительно 2019 г:
по налогу на прибыль – на 145,1 млрд. руб., или на 12,2%;
по «внутренним» НДС и акцизам – на 196,1 и 10,7 млрд. руб., или на 4,6 и 1,1 % соответственно;
по доходам по «импортному» НДС – на 43,7 млрд. руб., или на 1,5 %;
по вывозным пошлинам – на 38,3 млрд. руб., или на 5,3%.
Были выделены способы увеличения доходов федерального бюджета:
повышение стоимости акцизов на «вредные» товары;
изменение части норм Таможенного кодекса РФ;
усиление контроля над теневым сектором экономики;
повышение деловой активности в стране;
развитие отечественного производства, относящееся к несырьевому сектору экономики;
совершенствование налоговых льгот;
увеличение эффективности налогового администрирования;
повышение качества управления государственным имуществом.
Данные мероприятия помогут решить проблемы с формированием доходов федерального бюджета, что определяет научную и практическую ценность проведенного исследования.