Введение 3 1. Теоретическое изучение проявления аддикций в подростковом возрасте 6 1.1 Понятие аддикций и аддиктивного поведения 6 1.2 Формирование психологических установок и аддиктивного поведения в подростковом возрасте 9 2. Профилактика отдельных видов зависимостей у подростков 14 2.1 Профилактика Интернет-зависимости у подростков 14 2.2 Современные проблемы профилактики наркомании в подростковом возрасте 19 2.3 Отдельные рекомендации по повышению эффективности профилактики зависимостей у подростков 24 Заключение 28 Библиографический список 31

Профилактика зависимостей у подростков

курсовая работа
Психология
32 страниц
90% уникальность
2022 год
25 просмотров
ОГАНДЖАНЯН К.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретическое изучение проявления аддикций в подростковом возрасте 6 1.1 Понятие аддикций и аддиктивного поведения 6 1.2 Формирование психологических установок и аддиктивного поведения в подростковом возрасте 9 2. Профилактика отдельных видов зависимостей у подростков 14 2.1 Профилактика Интернет-зависимости у подростков 14 2.2 Современные проблемы профилактики наркомании в подростковом возрасте 19 2.3 Отдельные рекомендации по повышению эффективности профилактики зависимостей у подростков 24 Заключение 28 Библиографический список 31
Читать дальше
Актуальность исследования заключается в том, что проблема отклоняющегося поведения у подрастающего поколения всегда волновала исследователей. Современная молодежь стала более активной, самостоятельной и свободной в выражении своего мнения. На современном этапе большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы аддиктивного поведения подростков.


У Work5 вы можете заказать написание дипломных работ на заказ в Перми и посвятить время тому, что нраивтся вам.


В широком смысле аддикция подразумевает зависимость от чего-либо. В подростковом возрасте происходят серьезные перемены, в том числе психологическая перестройка, ребенок начинает осознавать себя частью общества. Он остро нуждается в общении со сверстниками и признании. Как правило, главная проблема подростков становятся проблемы в общении. В попытках уйти от тяжелой реальности подросток старается заглушить свои переживания за счет употребления наркотиков, курения, он много времени проводить за компьютерными играми или социальными сетями, беспорядочными сексуальными связями и т.д. Помимо этого причина аддиктивного поведения в юном возрасте – это любопытство. Аддикция может протекать незаметно, но также может проявляться в тяжелой форме. Одной из проблем зависимого поведения является недовольство реальной жизнью и как результат желание оградиться от реальности. Способов и форм на сегодняшний день достаточно много, они носят разнообразный и зачастую патологический характер. Зависимое поведение представляет собой поведение человека, зависящего от различных факторов. Игры, различные вещества, люди, еда, работа, источники информации, на самом деле этот список можно продолжать до бесконечности. По специфическому объекту зависимости можно предложить классификацию – вещества, отношения, процессы. По значимости, одни зависимости одобряются обществом, другие являются личной проблемой человека, а третья группа включает в себя социально опасные. Аддиктивная проблематика актуальна в связи с тем, что наблюдается повышение процента людей с различными видами зависимостей. Зависимое поведение закладывается еще на раннем этапе развития человека, в детстве и в подростковом возрасте, что в будущем влияет на все сферы жизни и влечет за собой деформацию профессиональных, семейных, личных и социальных отношений. Со стороны общества наблюдается давление на таких людей, и оно достаточно интенсивно. Появляется стигматизация зависимых людей. В обществе принято считать, что люди не должны говорить о своих проблемах, тем более о своих зависимостях, так как это признак отсутствия силы воли и стремление к праздному образу жизни. Поэтому люди, а в особенности подростки, так как их психика еще не сформировалась, бояться не только говорить о своих проблемах в виде пристрастий к чему-либо, но и бояться осознавать свою проблему. Эти люди пробуют подстроиться под требования, предъявляемые социумом, и играют нужные роли. В результате, человек исполняет заданные роли, но делает это формально, а проблема так и не решается. Целью данной работы является анализ профилактики зависимостей у подростков. Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько основных задач: 1) теоретически изучить проявления аддикций в подростковом возрасте; 2) дать определение понятие аддикций и аддиктивного поведения; 3) рассмотреть формирование психологических установок и аддиктивного поведения в подростковом возрасте; 4) изучить профилактику отдельных видов зависимостей у подростков; 5) проанализировать профилактику Интернет - зависимости у подростков; 6) выявить современные проблемы профилактики наркомании в подростковом возрасте; 7) охарактеризовать отдельные рекомендации по повышению эффективности профилактики зависимостей у подростков. Объект исследования – процесс профилактики зависимостей у подростков. Предмет исследования – особенности профилактики зависимостей у подростков. Методами исследования являются общетеоретические методы исследования такие как: наблюдение, сравнение, анализ, а также специальные методы, такие как методы профилактики зависимостей. Теоретическая основа данной работы опирается на труды ученых, психологов, которые посвящаются вопросу изучения профилактики зависимостей у подростков. В частности, исследования таких авторов, как Н.В. Власова, А.В. Либин, В.Ю. Рыбников, М.Н. Усцева, С.В. Березин и др. Настоящая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Читать дальше
Таким образом, подводя итог, стоит сделать несколько основных выводов. Поведение с психологической точки зрения представляет собой своеобразную реакция человека на различные раздражители как внешне, так и внутренние. Существуют социальные нормы, которые направлены на регулирование поведения людей в обществе, в том числе их взаимоотношения между собой и обществом в целом. Нормальное поведение в обществе обусловлено рядом давно сложившихся моментов, которые представляют собой рамки поведения человека. Нормы поведения делятся на: официально установленные и фактически сложившиеся. Отклоняющиеся поведение представляет собой поведение, которое отклоняется от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в общества в определенный период его развития. Наиболее негативный вид отклоняющегося поведения для подростков – это аддиктивное поведение. Поэтому, существует необходимость коррекционных воздействий и профилактики аддиктивного поведения среди подростков, так как появилось огромное количество видов аддиктивного поведения, которые способны перетекать из одной в другую. Например, курильщик, который бросает курить начинает замещать свою потребность едой, наркоман, который бросил наркотики начинает пить и т.д. Следовательно, необходимо проводить коррекционные воздействия, исследуя все виды аддиктивного поведения. В настоящее время аддиктивное поведение подростков является одной из актуальных проблем современного общества, поскольку агрессивность, алкоголизм, наркомания, преступность в подростковом возрасте увеличиваются в своих масштабах очень быстро, и все формы аддикции оказывают негативное влияние на психическое и физическое развитие человека. Подростковый возраст является од ним из самых сложных периодов онтогенеза, во время которого перестраиваются сложившиеся психологические структуры, возникают новые образы мышления, другое видение мира и себя, формируются нравственные представления и социальные установки. Склонность к аддикции перестраивает поведенческую активность на их реализацию. В сложных жизненных ситуациях склонная к аддиктивному поведению личность использует стратегию ухода от проблем, переключая свои интересы и ценности на чрезмерную увлеченность на определенные предметы или действия. Аддиктов отличают пониженная стрессоустойчивость, боязнь жизненных трудностей, непреодолимая жажда исполнения желаемого. Полученные результаты могут быть использованы для разработки программ по профилактике и коррекции зависимого поведения у подростков, направленных на коррекцию их социальных установок. Исследование социально-психологических установок современных подростков, склонных к аддиктивному поведению, требует комплексного изучения. Это даст возможность выявить общие искажения в системе социальных установок и позволит выстраивать на их основе более эффективные программы работы, направленные на профилактику и коррекцию зависимого поведения в подростковом возрасте. Анализ отдельных видов профилактики зависимостей подростков дает возможность сделать такие выводы, как: 1) проблема зависимости подростков от социальных сетей является одной из острейших современных проблем. Именно поэтому поиск путей ее решения привлекает внимание многих исследователей. Профилактика зависимости от социальных сетей будет эффективной, при условии реализации мероприятий, направленных на обучение подростков правилам безопасного поведения в социальных сетях; дифференциации применяемых форм и методов работы в зависимости от уровня зависимости младших и старших подростков в социальные сети; создания на базе школы условий для активного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Апробированная программа профилактики предназначена для реализации ее в образовательной организации, имеющей широкие возможности в создании условий для личностного развития и самореализации детей, а также в рамках вторичной профилактики, целью которой является ранее выявление несовершеннолетних, склонных к формированию зависимости от социальных сетей и ориентирована на развитие здоровых, адекватных форм поведения, способствующих решению задач младшего и старшего подросткового возраста, на помощь подростку в развитии коммуникативной компетентности и культуры использования социальных сетей, что в свою очередь снижает риск проявления зависимости от них. Результаты исследования показали, что профилактическая работа оказала положительное влияние на подростков и способствовала снижению проявлений предрасположенности к Интернет - зависимости в социальных сетях среди них; 2) работа в антинаркотической сфере и пропаганде здорового образа жизни должна осуществляться не разовыми акциями, а систематически, с учётом возрастных особенностей, принципа последовательности, при необходимости – индивидуально, дифференцированно. Только совместная работа педагогов, школьных психологов и родителей может удержать подростка от девиантного и аддиктивного поведения, однако успешное решение данной актуальной проблемы невозможно без помощи государственных структур и общественных организаций. Эффективным условием повышения эффективности первичной профилактики аддиктивного поведения подростков в образовательных учреждениях является ее научно-обоснованная и системная организация, направленная на разработку системы личностного противостояния аддикции у подростков, которая осуществляется посредством деятельности подготовленных специалистов. Таким образом, профилактика зависимостей среди подростков - довольно сложный процесс в психологическом, правовом и организационном плане. Вся профилактическая работа с детьми должна быть тщательно продумана и требует от взрослых ответственного, вдумчивого и профессионального подхода, наличия определенных знаний и их постоянного расширения.
Читать дальше
1. Березин С.В. Психология ранней наркомании: учеб. пособие / С.В. Березин. – М., 2018. – 329 с. 2. Буслаева Е.Л. Особенности психологических установок подростков, склонных к аддиктивному поведению // Наука. – 2019. - №18. – С. 24. 3. Власова Н.В. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с разными видами аддиктивного поведения // Психология. – 2020. - №41. – С. 34. 4. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете // Медицинская психология в России. - 2020. - № 4. - C. 6. 5. Димитров Л.В. Прикладные аспекты использования алгоритмов ранжирования для ориентированных взвешенных графов (на примере графов социальных сетей) // Труды СПИИРАН. - 2018. - № 61. - C. 94. 6. Жукова М.В. Проблема профилактики отдельных видов аддиктивного поведения подростков // Вестник Вятского государственного университета. - 2019. - №2. - С. 125. 7. Коновалов И.Н. Наркотизм и наркомания в школьной среде: меры противодействия // Преступность и уголовное законодательство: реалии, тенденции, взаимовлияние. - Саратов, 2019. – С. 312. 8. Леонтьева В. Л. Психология: учебное пособие для СПО / В.Л. Леонтьева. - М., 2019. – 631 с. 9. Либин А. В. Дифференциальная психология: учебник / А.В. Либин. – М., 2020. – 515 с. 10. Молоканова М.С. Преодоление социальной желательности как условие повышения социальной ответственности и нравственности личности // Державность Российского государства в глобализирующемся миропорядке. – 2019. - №74. – С. 22. 11. Немов Р. С. Общая психология: учебник и практикум / Р.С. Немов. - М., 2019. – 628 с. 12. Пац Н.В. Некоторые аспекты социального портрета дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях // Психология и педагогика. – 2019. - №43. – С. 28. 13. Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие / В.Ю. Рыбников. - М., 2019. – 287 с. 14. Сорокина И.Р. Профилактика аддиктивного поведения подростков в определенном возрасте // Психология и педагогика. – 2019. - №43. – С. 28. 15. Усцева М.Н. Влияние детско-родительских отношений на проявление аддикции у детей старшего дошкольного возраста // Преемственность в образовании. - 2018. - №18. - С. 39. 16. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб., 2019. – 311 с. 17. Юрьева Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л.Н. Юрьева. - Днепропетровск, 2019. – 210 с. 18. Янг К.С. Диагноз – Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2019. - № 3. - С. 66-70. 19. Bubnova I., Samigulina A., Mishchenko V., Ishmuradova A., Gurbanova F., Kurbanov R. Students’ internet dependence prevention program development. – Espacios. - Vol. 39 (# 02) Year 2018. - Page 14. 20. Miller W.R. Motivational Interviewing: Preparing People to Change Addictive Behaviour / W.R. Miller, S. Rollnick. New York: Guilford Press, 2018. – Р. 223.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Профессиональный стандарт педагога
Количество страниц:
21
Оригинальность:
91%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
курсовая работа
Организационно-правовые формы общественных объединений и их роль в становлении гражданского общества в России
Количество страниц:
30
Оригинальность:
56%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Конституционное право
реферат
Лыжи
Количество страниц:
15
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Методика преподавания
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image