Введение 2 Глава Ӏ. Теоретические основы логопедическая работа по нормализации темпа и ритма у старших дошкольников с заиканием 6 1.1 Понятие темпо-ритмической организации речи 6 1.2 Заикание как нарушение темпо-ритмической стороны речи 15 Глава ӀӀ. Опытно - экспериментальное исследование логопедической работы по нормализации темпа и ритма у старших дошкольников с заиканием 29 2.1. Организация, содержание обследования темпо–ритмической организации у детей с заиканием 29 2.2. Формирование темпо-ритмических аспектов речи у заикающихся дошкольников 37 2.3. Контрольный эксперимент 54 Заключение 57 Список литературы 61 Приложение 65

Логопедическая работа по нормализации темпа и ритма у старших дошкольников с заиканием

дипломная работа
Педагогика
65 страниц
81% уникальность
2021 год
72 просмотров
Смирнов А.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава Ӏ. Теоретические основы логопедическая работа по нормализации темпа и ритма у старших дошкольников с заиканием 6 1.1 Понятие темпо-ритмической организации речи 6 1.2 Заикание как нарушение темпо-ритмической стороны речи 15 Глава ӀӀ. Опытно - экспериментальное исследование логопедической работы по нормализации темпа и ритма у старших дошкольников с заиканием 29 2.1. Организация, содержание обследования темпо–ритмической организации у детей с заиканием 29 2.2. Формирование темпо-ритмических аспектов речи у заикающихся дошкольников 37 2.3. Контрольный эксперимент 54 Заключение 57 Список литературы 61 Приложение 65
Читать дальше
Из года в год, по мнению специалистов в области нарушений речи, количество детей с различными нарушениями речи увеличивается. Причины тому: рост заболеваемости у детей распространенными заболеваниями, недостаточное внимание родителей, частая подмена живого общения с ребенком компьютером, телевизором, плохая экология и т. Д. Недостатки звукового произношения у детей вызывают отклонения в развитие психических процессов: память, мышление, воображение создают комплекс неполноценности, который выражается трудностью установления коммуникативных контактов. Анализируя реальную ситуацию, сложившуюся в системе дошкольного образования, можно сделать вывод, что количество детей с нарушениями речевого развития постоянно растет. Многие из них - дети, которые заикаются.


Поторопитесь заказать решение задач в Краснодаре , пока нет дедлайнов.


. Темп и ритм речи играют важную роль в развитии речи. Темно-ритмическая сторона речи координирует работу периферического речевого аппарата, синхронизацию работы голосового, дыхательного и артикуляционного отделов. Развитие моторики, зрительно-моторной координации и эмоциональной сферы также тесно связано с процессом организации времени и ритма устной речи. В этом смысле развитие чувства ритма-ритма у детей с нарушениями речи приобретает особую актуальность. При многих нарушениях устной речи, таких как дизартрия, заикание, ринолалия, нарушается темп и ритм организации речи. Темпо-ритмическое нарушение - нарушение, связанное с нарушением плавности речи, что связано с интонационной выразительностью речи в целом, где особая роль отводится ее темпоритмической организации. Преодоления нарушений в развитии темпо-ритмической стороны речи у детей можно добиться с помощью целенаправленной логопедической работы по коррекции различных сторон речи. Формирование правильной устной речи у дошкольников - неотъемлемая часть речевого развития. В последнее время увеличилось количество детей с различными типами речевых нарушений. Проблема заикания требует поиска путей оптимизации среды развития с учетом типологических и индивидуальных особенностей их онтогенетического развития, поскольку у детей с заиканием незрелость фонетической и просодической сторон речи. Заикание - одно из старейших расстройств речи в истории. Его изучают много лет. Заикание - нарушение ритмично-темповой стороны речи, при котором нарушается выразительная сторона. Различные симптомы этого дефекта необычны, потому что он сочетает в себе характер речи и немого. Симптоматика речи заключается в том, что у человека возникают судороги речевого аппарата, что приводит к нарушению взаимодействия дыхательной, артикуляционной систем. В произношении речи отмечается повторение слова или фразы, колебания судорожного характера, исправления в речи, обедненные высказывания. Иногда припадки длятся несколько секунд, что затрудняет общение. Вопросами изучения проблематики заикания занимались многие специалисты разных областей науки. Изучение данного нарушения было мульти комплексным, основывалось на трудах неврологов, таких как А. Куссмауля, В.М. Бехтерева, Н.А. Бернштейна, И.П. Павлова, П.К. Анохина. В психологии и нейропсихологии: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко. В нейрофизиологии занимались: Н.И. Жинкин, Е.Н. Соколов, Е.Д. Хомская. В психиатрии занимались такие специалисты, как В.А. Гиляровский, Н.Н. Трауготт, А.Е. Личко, Б.Д. Сухарева, Г.Е. Карвасарский. Просодическая сторона речи была изучена О.А. Бохан, Н.А. Рычковой, Г.Р. Шашкиной и многими другими. На сегодняшний день причины развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов в различных областях (логопедов, невропатологов, психологов и других). Именно поэтому эта проблема актуальна и сегодня. Объектом исследования является состояние темпо-ритмической стороны речи у заикающихся детей дошкольного возраста. Предмет исследования – логопедические занятия, направленных на преодоление нарушений темпо-ритмической стороны речи у заикающихся дошкольников. Цель изучения – теоретически обосновать и экспериментально проверить нарушений темпо-ритмической стороны речи в процессе коррекционной работы дошкольников с заиканием. Задачи работы: 1.Проанализировать понятие темпо-ритмической организации речи 2. Изучить заикание как нарушение темпо-ритмической стороны речи 3. Организовать обследования темпо–ритмической организации у детей с заиканием 4.Разработать систему темпо-ритмических аспектов речи у заикающихся дошкольников 5. Провести повторный эксперимент Гипотеза: Логопедическая работа по нормализации темпа и ритма у старших дошкольников с заиканием будет проходить успешнее, сели: . Использовать упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, голосоподачи, темпа и ритмизации общих движений и органов артикуляции будет способствовать преодолению выявленных нарушений. Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практической работе учителя – логопеда как в дошкольных, так и в школьных образовательных организациях Для решения поставленных задач использовались теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме исследования, обобщение), эмпирические (наблюдение, диагностика, анализ результатов) и методы статистической обработки данных. База исследования. Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка использованных источников.

Читать дальше
После анализа изученной литературы можно придти к выводу, что проблема заикания, а в нашем случае именно нарушения темпо-ритмической стороны речи судорожного характера на сегодня все также остается актуальна. Очень важно понимать, что необходима коррекционная работа не только дефекта, а личности в целом, так как чем старше становится ребенок, тем сильнее усугубляется сам дефект. В работе мы рассмотрели нарушения темпо-ритмической стороны речи судорожного характера, т.е. заикание и сделали вывод, что заикание – сложное речевое расстройство. В первой главе рассмотрены виды и причины возникновения заикания, и можно сделать вывод о том, что родителям необходимо тщательно относиться к развитию своих детей, так как они, сами не замечая, могут быть причиной появления данной патологии. В ходе данной работы была изучена темпо-ритмическая сторона речи заикающихся дошкольников, в результате которой можно сделать вывод – правильная организация речевой среды, совмещение речевой деятельности с музыкальными и другими опорами способствует нормализации изучаемого аспекта речи судорожного характера. Преодоление нарушений просодики предполагает воспитание спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования, ритмически упорядоченной речи. Логопедическая работа подтверждает, что развитие чувства ритма у детей с нарушениями речи оказывает мощное корригирующее воздействие, т.е. формирование чувства ритма оказывает коррекционно-развивающее влияние на различные виды деятельности и эмоциональное состояние ребенка. Одно из важнейших воздействий – развитие координации между дыханием и голосом, звуком, словом и фразой. Ритм дает возможность человеку непроизвольно реализовать правильное согласование общих и речевых движений.С учетом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют его невротическую и неврозоподобную формы С учетом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют его невротическую и неврозоподобную формы. Заикающиеся дети дошкольного возраста испытывают эмоциональное напряжение или тревожность в таких видах деятельности, как общение и учеба, которая также предполагает коммуникативную активность. Современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и усилиями разных специалистов. Обязательной формой логопедической работы является консультативно – методическая работа с родителями и педагогами ребенка. Целью этой работы является обеспечение благоприятных условий для лечебно - педагогического воздействия на заикающегося ребенка, создание правильного отношения к нему дома, в детском учреждении, в коллективе сверстников, в общении со взрослыми, организация необходимой самостоятельной работы ребенка, добросовестное и обязательное выполнение заданий и указаний логопеда. Далее во второй главе исследования было проведено диагностирование заикающихся детей. В ходе обследования испытуемым был предложен ряд заданий на различные формы речи (пересказ, ответно-вопросную, сопряженную, отраженную, спонтанную). Заикание по данной методике оценивалось в баллах от 0 до 10 по классификатору выраженности. Наибольшие затруднения вызвали последние два задания пересказ и спонтанная речь. Трудности у них, как правило, возникали в начале изложения (трудно начать говорить), в начале смыслового отрезка развернутой фразы (после дыхательной или смысловой паузы) или в начале простой фразы. Нередко были остановки, «спотыкания», появляющиеся на некоторых определенных («трудных») звуках. В результате диагностирования 2 детей (40%) имеют значительные затруднения. Сложнее всего далась испытуемым спонтанная речь - самая сложная для заикающихся, ибо она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими. В результате диагностирования 5 детей (80%) имеют значительные затруднения. Трудности у них, как правило, возникали в начале изложения (трудно начать говорить), в начале смыслового отрезка развернутой фразы (после дыхательной или смысловой паузы) или в начале простой фразы. Нередко были остановки, «спотыкания», появляющиеся на некоторых определенных («трудных») звуках. В третьей главе был предложен комплекс коррекционно- логопедической работы, которая направленной на формирование самостоятельной речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием. Формирующий эксперимент включал в себя различные виды игр и упражнений, чтобы вызвать интересу детей и активизировать их. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Большое значение в общем успехе коррекционного воздействия имела работа логопеда с родителями заикающихся детей. В контрольной эксперименте были отмечены наибольшие затруднения у последних двух заданий пересказ и спонтанная речь. Однако здесь в целом наметилась положительная тенденция, у троих детей оценка стала от 1-2 балла. У двоих человек речь была затруднена, но понятная для окружающих. У 2 испытуемых (40%) отмечались преодолимые дыхательные и артикуляторные судороги, дыхание поверхностное, поэтому оценка 4 балла. Отмечается положительная тенденция испытуемых и при диагностировании спонтанной речи и только у 1 ребенка (20%) продолжают оставаться значительные трудности в данном виде речи Итак, в целом контрольный эксперимент показала рост положительной тенденции по преодолению процесса заикания среди дошкольников, после проведенной логопедической работы
Читать дальше
1. Абелева, И. Ю. Психологический аспект заикания: автореф. дис. канд. пед. наук / И. Ю. Абелева, – М., 1976. 2. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями / Е,Э. Артемова, – М., 2008. 3. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи / Л.З. Арутюнян, – М., 2013. 4. Асатиани, Н.М. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием [Текст] / Н.М. Асатиани, Л.И. Белякова, И.О. Калачева и др. // Дефектология. – 2011. – №1. – С. 25-30. 5. Беккер, К.П. Логопедия [Текст] / К.П. Беккер, М. Совак. – Москва : Медицина, 2011. – 288с. 6. Белиловская, М.В. Коррекция заикания в США [Текст] / М. В. Белиловская // Логопед. – 2013. – №6. – С. 112-115. 7. Белякова, Л.М. Заикание [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” / Л.М. Белякова, Е.А. Дьякова, В. Секачев. – Москва : Просвещение, 2018. – 304 с. 8. Богомолова, А.И. Устранение заикания у детей и подростков [Текст] / Анна Богомолова. – Москва : Просвещение, 2017. – 96 с. 9. Борисова, Е.А. Прокопцова Н.С. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы [Текст] / Е.А. Борисова, Н.С. Прокопцова // Логопед. – 2013. – №3. – С. 48-51. 10. Бохан, О.А. Звуки и интонация русской речи / О.А. Бохан – М., 2011. 11. Буянов, М.И. Заикание у подростков. Книга для логопеда. Из опыта работы / Сост. М.И. Буянов – М.,2019. 11. Власова, Н.А. О заикании детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Власова // Педиатрия. – 2014. – №7. – С. 82-85. 12. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников [Текст] / Галина Волкова. – Санкт-Петербург : Просвещение, 2013. – 240 с. 13. Выгодская, И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях [Текст] / И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. – Москва : Просвещение, 2013. – 223 с. 14. Гуровец, Г.В. Детская невропатология. Естественно-научные основы специальной дошкольной психологии и педагогики [Текст] : учеб. пособие для студентов средних специальных учебных заведений / Г. В. Гуровец ; под ред. В.И. Селивёрстова. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – 303 с. 15. Казбанова, Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания [Текст] / Е.С. Казбанова // Логопед. – 2015. – №6. – С. 28-32. 16. Левина, Р.Е. Об эмоциональных факторах заикания, возникающих в процессе формирования произвольной речи [Текст] / Р.Е. Левина // Дефектология. – 2011. – №1 – С.7-13. \ 17. Леонова, С.В. Психолого-педагогическое обследование заикающихся детей [Текст] / С.В. Леонова //Логопед. – 2014. – №5. – С. 30- 31. 14) Логопедия [Текст] : учебное пособие / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 680 с. 18. Лукашевич, И.П. Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания [Текст] / И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман // Дефектология. – 2010. – № 5, – С. 23-28. 19. Ляпидевский, С.С. Расстройство речи у детей и подростков [Текст] / Сергей Ляпидевский. – Москва : Медицина, 2019. – 288 с. 20. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) [Текст] : Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Елена Мастюкова. – М : ВЛАДОС, 2013. – 304 с. 21. Миссуловин, Л.Я. Заикание и его устранение [Текст] / Леон Миссуловин. – Санкт-Петербург : СЛП, 2017. – 143 с. 22. Основы логопедии [Текст] : учебное пособие / под ред. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – Москва : Просвещение, 2019. – 223 с. 23. Пеллингер, Е.Л., Как помочь заикающимся школьникам [Текст] / Е.Л. Пеллингер, Е.Л. Успенская. – Москва : Просвещение, 2015. – 176 с. 49 2 24. Поварова, И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах [Текст] / Ирина Поварова. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 348 с. 25. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под редакцией В.И. Селиверстова. – Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 400 с. 26. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] : учеб. Пособие / Ольга Правдина. – Москва : Просвещение, 2013. – 272 с. 27. Рау, Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста [Текст] / Елена Рау. – Москва : Просвещение, 2015. – 88 с. 28. Раю, Е.Ю., Казбанова Е.С. Нарушение темпоритмической организации речи дошкольников и младших школьников как фактор риска появления заикания [Текст] / Е.Ю. Раю, Е.С. Казбанова //Логопед. – 2012. – №6. – С. 47-49. 29. Селиверстов, В.И. Заикание у детей [Текст] : психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия / Вячеслав Селиверстов. – Москва : ВЛАДОС, 2011. – 208с. 30. Спиваковская, А.С. Психотератия [Текст] : игра, детство, семья / Алла Спиваковская. – Москва : Апрель-пресс: ЭКСМО-пресс, 2010. – 321 с. 31. Флерова, Ж.М. Логопедия / Жанна Флерова – Ростов-на-Дону. – Феникс, 2018. – 320 с. 32. Хватцев, М.Е. Логопедия. [Текст] / Михаил Хватцев. – Москва : Владос, 2019. — 293 c. 33. Чевелева, Н.А. К вопросу о заикании у детей [Текст] / Н.А. Чевелева // Дефектология. – 2011. – №1. – С.20-23. 34. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Галина Чиркиной. – Москва: АРКТИ, 2013. – 240 с. 35. Шкловский, В.М. Заикание [Текст] / Виктор Шкловский. – Москва : Медицина, 2014 – 256 с. 36. Ястребова, А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / Алла Ястребова. – Москва : АРКТИ, 2010 – 104 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Трудовое правоотношение (понятие, структура, особенности)
Количество страниц:
25
Оригинальность:
83%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Трудовое право
курсовая работа
Права человека и правовой статус личности
Количество страниц:
25
Оригинальность:
71%
Год сдачи:
2021
Предмет:
Теория государства и права
курсовая работа
Физиологические итерации у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи
Количество страниц:
45
Оригинальность:
74%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Педагогика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image