Многих не устраивает цена реферата по финансовому менеджменту на заказ. У нас вы можете получить качественный реферат по низкой цене. К тому же мы даем скидку в 1000 рублей на первый заказ!
Чтобы разобраться, чем заикание отличается от физиологических итераций, необходимо рассмотреть оба понятия. Физиологические итерации (лат. iteracio — повторение) — повторения детьми некоторых звуков или слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательных анализаторов в период формирования речи в младшем дошкольном возрасте. Чешский ученый М. Зееман считал, что итерации начинают проявляться ещё в стадии «агукания», а затем в стадии появления первых самостоятельных слов. М. Зееман и другие авторы видят в итерации самостоятельное речевое отклонение, отмечают, что повторения вообще часто наблюдаются в детской речи, и это признак не болезненный, а физиологический, характерный для определенного периода развития детской речи. Физиологические запинки, повторения в речи ребенка — это следствие того, что развитие мышления опережает развитие его речевых возможностей [6]. А. Гуцман, Э. Фрешельс, М.И. Пайкин считают итерацию начальным этапом заикания. По мнению ученых, после итеративного этапа заикания следует фиксация ребенка на своем дефекте, а позднее возникают и побочные аффективные состояния, запинки несудорожного характера могут перерастать в запинки судорожного характера. Но это далеко не во всех случаях. Примером может служить хотя бы разная распространенность физиологических запинок (80%) и заикания (2%) среди детей. В работах Доротти, Дейвиса, Джонсона, Десперта описывается, что итерация свойственна 80% детей в период активного формирования у них фразовой речи в возрасте от 2-х до 5 лет. Эти повторения проходят, как только ребенок приобретает с укреплением речевых условных рефлексов достаточную уверенность в выражении своих мыслей речью [7]. Физиологические запинки, повторения в речи являются следствием того, что развитие мышления опережает развитие речевых возможностей ребенка. Речевые возможности детей дошкольного возраста ограничены периодом формирования самой речи и ее аппарата: активный словарный запас невелик, формы выражения мысли несовершенны, артикуляторные движения недостаточно четки и т.д. Так как ребенок уже многое понимает, еще больше хочет знать, то вся его деятельность и общение с окружающим миром сопровождается высоким эмоциональным подъемом. Поэтому речь ребенка от 2 до 5 лет обычно изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, нечеткостью звукопроизношения и построения фраз для выражения мысли, разбросанностью, хаотичностью. Особого внимания требует изучение нарушения темпо-ритмической организации речи. Это сложное психофизиологическое расстройство, связанное с искажением речевой плавности. Сочетание и чередование ударных и безударных слогов, а также их соотношение называется ритмом речи. Темп же – это степень быстроты сменяющихся в потоке речи звучащих элементов. Именно эти элементы могут быть нарушены при минимальных расстройствах и общем недоразвитии речи III уровня. Эти единицы влияют на реализацию эмоциональных и смысловых компонентов речи. У детей может отмечаться ускорение темпа речи, сопровождающееся искажением звуко-слоговой структуры, либо замедление темпа речи с множеством необоснованных пауз, речевых эмбол. Следовательно, темпу и ритму формирующейся речи следует уделять достаточно большое внимание, как и при итерациях. В связи с вышесказанным, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Физиологические итерации у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи». Теоретико-методологические основы исследования составили работы Л. С. Волковой, Е. Ф. Рау, М. Е. Хватцева, Г. А. Волковой, P.E. Левиной, О.В. Правдиной, В.И. Селиверстова, Ю. И. Кузьмина, Г. А. Коробкова, И. Ф. Павалаки, Ю. А. Флоренской, В. С. Кочергина М. Зееман, И. Беляковой, Е.А. Дьяковой [4]. С учетом вышеизложенного, в курсовой работе была сформулирована проблема исследования: условия, влияющие на возникновение физиологической итерации (заикания) у детей дошкольного возраста. Цель исследования: выявить причины физиологических итераций у детей дошкольного возраста, связанных с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи. Объект исследования: дети дошкольного возраста с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи. Предмет исследования: причины физиологических итераций детей дошкольного возраста с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что специально организованная коррекционная деятельность по развитию психомоторики у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи будет препятствовать развитию физиологических итераций. Актуальность исследования, обозначенные цель, объект и предмет позволили сформировать ряд задач: - изучить психологические основы физиологических итераций; - рассмотреть психолого-педагогическую характеристику группы детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи; - раскрыть особенности возникновения физиологических итераций у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи; - изучить методики развития психомоторики у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи; - выявить динамику физиологических итераций у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи; - разработать рекомендации для родителей, в которых описать порядок действий в случае наблюдения у детей физиологических итераций. Методы исследования: метод теоретического анализа литературных источников, обобщения и интерпретации научных данных; изучение логопедического опыта; диагностические, методы обработки данных. Структура курсовой работы: введение, три главы: I – «Теоретико – методологические основы физиологических итераций у детей с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи»; II – «Экспериментальное изучение особенностей физиологических итераций у детей дошкольного возраста с возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи», III – «Организация коррекционной работы для детей возрастными нарушениями темпо-ритмической стороны устной речи»; заключение, список использованной литературы, приложения.