Хотите узнать, где заказать реферат по ОВд? Конечно же в Work5! Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ!
Эти характеристики заключаются в том, что у субъекта труда появляется способ коммуникации между осознанным и неосознаваемым; средовой подход, с позиций которого исследуется влияние среды и культуры организации в сочетании с реальными профессиональными данными субъекта труда на его психоэмоциональное самочувствие. Помимо указанных подходов отмечается исследование эмоционального выгорания в рамках разных психологических школ и направлений, что, несомненно, усложняет восприятие данного феномена как однозначно интерпретируемого психологического явления. Выделяют также разные модели эмоционального выгорания, отражающие психологические механизмы его зарождения и развития у представителей разных профессий: существуют модели, раскрывающие структуру эмоционального выгорания (структурные) и фазы его формирования (процессуальные). Среди структурных моделей необходимо выделить: одномерные модели, где эмоциональное выгорание, в сущности, сводится к эмоциональному истощению; двухфакторная модель, где к эмоциональному истощению присоединяется фактор деперсонализации, проявляющийся в ухудшении отношения к клиентам; трёхкомпонентная модель, разработанная К. Маслач и являющаяся наиболее признанной. Согласно этой модели, эмоциональное истощение сопровождается и явлением деперсонализации, и редуцированием личностных достижений. Среди процессуальных моделей необходимо отметить наиболее известную модель, созданную В. В. Бойко, согласно которой процесс развития эмоционального выгорания проходит три основные фазы: напряжение, резистенцию и истощение. Каждая из фаз имеет определённые симптомы, выраженность которых определяет степень развития эмоционального выгорания. Вместе с тем в процессуальной модели В. В. Бойко нет чёткого обозначения ступеней развития эмоционального выгорания: фазы напряжения, резистенции и истощения не определяют последовательность процесса, а отражают разные стороны проявления синдрома. Процессуальный анализ развития синдрома эмоционального выгорания представляет в своих работах М. Буриш. Автор выделяет шесть фаз, последовательно сменяющих друг друга, что в итоге приводит к разрушению личности и к потере смысла жизни. Несмотря на то, что многие исследователи, изучая феномен эмоционального (профессионального, психического) выгорания (сгорания), привносят своё видение в его определение, в современной мировой психологии всё же существуют общие или общепризнанные взгляды на его сущность. Так, под эмоциональным выгоранием понимается синдром, возникающий вследствие профессиональных перегрузок и характеризующийся ощущением исчерпанности эмоциональных ресурсов, чувством беспомощности, безнадёжности, опустошённости, что проявляется в истощении, деперсонализации и экономии эмоций и чувств. Синдром психического выгорания связан с деструкцией всех психических сфер и выражается физическим истощением, нередко выражающимся в нарушениях психосоматического характера различной степени тяжести. Его проявления многообразны: от усталости, вызванной собственной работой, до ощущения пустоты, бессмысленности жизни, отчаяния, депрессии и разочарования в своём профессиональном выборе. Эмоциональное или психическое выгорание понимается как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующую ситуацию. Вследствие этого синдром эмоционального выгорания влияет, прежде всего, на эмоциональную сферу личности как субъекта профессиональной деятельности. Не меньшим изменениям подвергается и ценностно-смысловая сфера субъекта труда (кризис ценностей, внутриличностный конфликт, переживание одиночества, сильная зависимость от работы, разочарование в своих профессиональных идеалах). Однако в исследованиях, посвящённых взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и жизненных ценностей субъекта труда, традиционно подчёркивается обратное влияние. Как правило, звучит мысль о том, что определенные жизненные ценности становятся источниками и причинами возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания. До недавнего времени большинство исследователей, также изучающих выгорание, относили этот феномен лишь к профессиям социального типа. Однако на данный момент установленным является факт, что психическое выгорание - общепрофессиональный феномен, может проявляться как в субъект-субъектных, так и в субъект-объектных видах деятельности. Поиск путей, методов диагностики, а также способов защиты от эмоционального стресса и синдрома эмоционального выгорания в настоящее время приобрел огромную практическую значимость и, несмотря на большое количество исследований, не существует единого подхода к пониманию сущности эмоционального выгорания и механизмов его развития. В связи с чем, актуальность исследования обусловливается фактом изучения влияния именно личностных детерминант на развитие СЭВ, поскольку в процессе развития данного синдрома происходит деформация личности. Теоретическая значимость работы определяется её вкладом в решение проблемы закономерностей и детерминант психического выгорания личности. Исследование расширяет знания в таких разделах психологии, как становление и развитие личности в профессиональной деятельности, проблема профессиональных деструкций и место психического выгорания среди них, детерминанты психического выгорания в различных сферах деятельности. Результаты, полученные в ходе исследования, адекватны для использования в профотборе, в психологическом консультировании и для профилактики возникновения синдрома психического выгорания у молодых людей. Выделенные личностные и организационные детерминанты возникновения психического выгорания более эффективно проводить профотбор и изменять условия работы для снижения вероятности возникновения выгорания и повышения эффективности труда. Объект исследования: психическое выгорание Предмет исследования: особенности личностных и социальных детерминант психического выгорания. Цель исследования: изучить специфику личностных и социальных детерминант психического выгорания молодых людей. Задачи исследования: 1. Изучить проблему психического выгорания в контексте зарубежных и отечественных теорий; 2. изучить проблему личностных и социальных причин психического выгорания; 3. исследовать особенности личностных и социальных детерминант молодых людей, переживающих симптомы психического выгорания. Гипотезы исследования: 1. Чем выше показатели по шкале «напряжение» у молодых людей, тем ниже показатели по шкалам «избегание неудач», «замкнутость» и «высокая тревожность». 2. Чем выше показатели по шкале «Деперсонализация» у молодых людей, тем выше показатели по шкалам «избегание неудач», «сдержанность», и «практицизм». 3. Существуют статистически значимые различия в профиле личности молодых людей с разными стадиями психического выгорания. Информационная база исследования представлена работами таких авторов как Грачев Г. В., Карпов А. В., Васильева И. В., Григорьев П. Е., Шевченко А. А., Наумова Ю. А., Халина Н. Ю., Киселева М. В., Кобякова О. С., Деев И. А., Куликов Е. С., Пименов И. Д., Хомяков К. В., Костакова И. В., Шкуратова И. П., Бутенко В. С., Кукуляр А. М., Коленова А. С., Пеньков Д. В., Муравьева О. И., Козлова К. В., Сюртукова Е. Ю., Ткач Е. Н., Ткач Р. С., Либерман Д., Чалдини Р. Были использованы следующие диагностические методики: 1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. (Приложение 1) 2. Методика многофакторного исследования личности Кэттелла. (Приложение 2) 3. Опросник профессионального выгорания MBI К. Маслач и С. Джексон. (Приложение 3) 4. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Приложение 4) Кроме того, были использованы методы математической статистики (U-критерий Мана Уитни, Rs-критерий Ч. Спирмена) В выборку исследования вошли 60 человек возрасте 20-30 лет, из них 38 девушек и 22 юноши. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и четырех приложений.