Введение 3 1. Теоретические сведения о словаре лингвокультуры 5 1.1 Словарь и грамматика лингвокультуры как часть когнитивной лингвистики 5 1.2. Когнитивная и метафорическая подсистемы лингвокультуры 10 2. Исследование метафорической и когнитивной подсистем лингвокультуры на примерах частотных слов русского языка 14 2.1 Метафорическая и когнитивная подсистемы на примерах предметов материального мира 14 2.2 Метафорическая и когнитивная подсистемы на примерах идей и абстрактных понятий 17 Заключение 23 Библиографический список 25

Грамматика и словарь лингвокультуры: когнитивная и метафорическая подсистемы

курсовая работа
Языкознание
25 страниц
67% уникальность
2022 год
39 просмотров
.
Эксперт по предмету «Лингвистика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретические сведения о словаре лингвокультуры 5 1.1 Словарь и грамматика лингвокультуры как часть когнитивной лингвистики 5 1.2. Когнитивная и метафорическая подсистемы лингвокультуры 10 2. Исследование метафорической и когнитивной подсистем лингвокультуры на примерах частотных слов русского языка 14 2.1 Метафорическая и когнитивная подсистемы на примерах предметов материального мира 14 2.2 Метафорическая и когнитивная подсистемы на примерах идей и абстрактных понятий 17 Заключение 23 Библиографический список 25
Читать дальше
Когнитивная лингвистика — современная динамично развивающаяся область научных исследований. Своим возникновением она обязана, главным образом, работам американских языковедов, однако впоследствии распространилась за океан и приобрела многочисленных приверженцев в европейских странах. С известностью пришла и популярность, о чем свидетельствует большое число русскоязычных публикаций, авторы которых используют выражения когнитивная лингвистика, когнитивный подход, когнитивные исследования и так далее.


Спешите заказать дипломную работу цена в Воронеже вам точно понравится.


Конечно, в этом есть и своеобразная дань зародившейся на западе моде, но все же определяющим фактором, по-видимому, является интерес к тому новому, что предложили когнитивисты в области анализа и описания языка, признание их вклада актуальным, достойным внимания и плодотворным. Актуальность данной темы обусловлена стремительным развитием темы когнитивной лингвистики как молодого направления в современном языкознании. Чем больше интерес к теме когнитивной лингвистики, в особенности к грамматике и словарю лингвокультуры, тем больше понимания будет у современных лингвистов того, как работает язык, какие процессы в нем происходят и по каким причинам. А процессы в любом языке происходят ежесекундно – ведь каждый язык, как известно, является живой, движущейся, постоянно развивающейся структурой. Целями работы является получение знаний о когнитивной и метафорической подсистемах словаря и грамматики лингвокультуры. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи: • изучить понятие словаря и грамматики лингвокультуры и основные проблемы их описания; • рассмотреть теорию когнитивной и метафорической подсистемах; • на примерах слов из частотного списка имен существительных русского языка проиллюстрировать функционирование когнитивной и метафорической подсистем. Объектом исследования являются наиболее часто используемые слова из частотного списка имен существительных русского языка. Предметом исследования является когнитивная и метафорическая подсистемы грамматики и словаря лингвокультуры. Для написания работы использовались следующие методы исследования: метод анализа, системный подход, метод классификации, метод сравнения. Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает в себя теоретические сведения о понятии когнитивной лингвистики, словаря лингвокультуры и его когнитивной и метафорической подсистемы. В ходе практической части выдвинут анализ слов из частотного списка имен существительных русского языка с целью рассмотрения лексики с точки зрения когнитивной и метафорической значимости слова как концепта. Теория и практика подытожены заключением, после которого приведен список использованной литературы

Читать дальше
Когнитивный подход к изучению языка до сих пор считается чем-то новым, и его особенности, вероятно, еще долгое время не будут рассмотрены до конца. Это принципиально новое слово в лингвистическом знании, которое помогает взглянуть на язык под новым углом и с особой силой ощутить неразрывную связь языка с человеческой культурой и сознанием. В ходе исследования было рассмотрено понятие когнитивной лингвистики, а также – понятие лингвокультуры относительно критериев, которые выдвигались для определения когнитивной лингвистики. Было выделено следующее: 1) Лингвокультура – есть отражение языкового опыта, что удовлетворяет критериям холистов, рассматривающих язык как итог человеческого опыта; 2) Лингвокультура предполагает, что язык – есть следствие различных культурных и ментальных процессов; 3) Лингвокультура не включает в себя языковые средства в отрыве от психического состояния говорящего; 4) Лингвокультура рассматривается как культура живого языка, языка общения, что поддерживает идею его антропоцентричности; 5) Опять же, живость языка подразумевает его использование, взаимодействие говорящего с внешним миром; 6) Как отражение культуры отдельных людей и народов, лингвокультура не может быть объективна, поскольку существует в зависимости от ментальных и эмоциональных процессов, она стихийна и изменчива; 7) Лингвокультура охватывает множество сред и аспектов использования языка; 8) Лингвокультура поддерживает языковое значение, благодаря своим главным подсистемам – когнитивной и метафорической; 9) Наличие различных подсистем, интерпретирующих значение того или иного слова в зависимости от контекста, подразумевает экспланаторность. Также были рассмотрены особенности когнитивной и метафорической подсистем на основании исследований, проведенных В. В. Красных. В данной работе под когнитивной подсистемой понималось значение слова относительно так называемых мнетефактов: понятий, знаний, концептов и представлений. Под метафорической подсистемой понималось значение слова в составе базовых метафор. На базисе работ В. В. Красных и материалов Национального корпуса русского языка был проведен когнитивно-метафорический анализ 19 наиболее частотных слов русского языка. Данный анализ показал, что лингвокультура предполагает рассмотрение практически любой языковой единицы с когнитивной и метафорической позиций. 
Читать дальше
1. Иссерс О. С. Теоретическая и прикладная лингвистика / О. С. Иссерс – Омск: Издательство Омского Государственного Университета, 2017 – 312 с. 2. Красных В. В. (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология. Новые науки о человеке говорящем / В. В. Красных, И. В. Зыкова, Н. В. Уфимцев [и другие] – М.: Гнозис, 2018. – 390 с. 3. Красных В. В. Лингвокультура как объект когнитивных исследований // М.: Вестник Московского Университета. Филология – 2013 – № 2 – с. 7-18 4. Красных В.В. Грамматика лингвокультуры: система координат, система таксонов, система ментефактов // Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России. СПб. – 2011. – с. 333-344 5. Красных В.В. Место и роль психолингвокультурологии в изучении межкультурной коммуникации // Языки и культуры: функционально-коммуникативный и лингвопрагматический аспекты: Сборник статей по материалам международной научнопрактической конференции, посвященной памяти С.Г. Стерлигова – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского – 2019. – с.76-87 6. Красных В.В. Грамматика лингвокультуры, или что держит языковую картину мира? // Экология языка и коммуникативная практика – 2013 – № 1 – с. 133–141 7. Красных В.В. Основные проблемы описания словаря и грамматики лингвокультуры (психолингвокультурологический подход) // Проблемы истории, филологии, культуры – 2014. – № 3– с. 19-22. 8. Красных В.В. Словарь и грамматика лингвокультуры: проблемы и перспективы // Взаимодействие лексики и грамматики – М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук – 2018. – с. 42-43 9. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика. Классические теории, новые подходы / Т. Г. Скребцова – М.: Издательский Дом ЯСК, 2018 – 392 с. 10. Ляшевская О. Н, Новый частотный словарь русской лексики / О. Н. Ляшевская, С. А. Шаров [Электронный ресурс] // Российская академия наук Институт им. В. В. Виноградова РАН Национальный корпус русского языка – 2011 – Режим доступа: http://dict.ruslang.ru/freq.php?act=show&dic=freq_s&title=%D7%E0%F1%F2%EE%F2%ED%FB%E9%20%F1%EF%E8%F1%EE%EA%20%E8%EC%E5%ED%20%F1%F3%F9%E5%F1%F2%E2%E8%F2%E5%EB%FC%ED%FB%F5
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
оценка влияния факторов на формирование доходов гостиничного предприятия на примере спа отелей Санкт Петербурга
Количество страниц:
25
Оригинальность:
72%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Эволюция теории организации, как науки основополагающие идеи, концепции, школы
Количество страниц:
30
Оригинальность:
76%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Теория организации
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image