Введение 3
1. Теоретические сведения о словаре лингвокультуры 5
1.1 Словарь и грамматика лингвокультуры как часть когнитивной лингвистики 5
1.2. Когнитивная и метафорическая подсистемы лингвокультуры 10
2. Исследование метафорической и когнитивной подсистем лингвокультуры на примерах частотных слов русского языка 14
2.1 Метафорическая и когнитивная подсистемы на примерах предметов материального мира 14
2.2 Метафорическая и когнитивная подсистемы на примерах идей и абстрактных понятий 17
Заключение 23
Библиографический список 25
Читать дальше
Когнитивный подход к изучению языка до сих пор считается чем-то новым, и его особенности, вероятно, еще долгое время не будут рассмотрены до конца. Это принципиально новое слово в лингвистическом знании, которое помогает взглянуть на язык под новым углом и с особой силой ощутить неразрывную связь языка с человеческой культурой и сознанием.
В ходе исследования было рассмотрено понятие когнитивной лингвистики, а также – понятие лингвокультуры относительно критериев, которые выдвигались для определения когнитивной лингвистики. Было выделено следующее:
1) Лингвокультура – есть отражение языкового опыта, что удовлетворяет критериям холистов, рассматривающих язык как итог человеческого опыта;
2) Лингвокультура предполагает, что язык – есть следствие различных культурных и ментальных процессов;
3) Лингвокультура не включает в себя языковые средства в отрыве от психического состояния говорящего;
4) Лингвокультура рассматривается как культура живого языка, языка общения, что поддерживает идею его антропоцентричности;
5) Опять же, живость языка подразумевает его использование, взаимодействие говорящего с внешним миром;
6) Как отражение культуры отдельных людей и народов, лингвокультура не может быть объективна, поскольку существует в зависимости от ментальных и эмоциональных процессов, она стихийна и изменчива;
7) Лингвокультура охватывает множество сред и аспектов использования языка;
8) Лингвокультура поддерживает языковое значение, благодаря своим главным подсистемам – когнитивной и метафорической;
9) Наличие различных подсистем, интерпретирующих значение того или иного слова в зависимости от контекста, подразумевает экспланаторность.
Также были рассмотрены особенности когнитивной и метафорической подсистем на основании исследований, проведенных В. В. Красных. В данной работе под когнитивной подсистемой понималось значение слова относительно так называемых мнетефактов: понятий, знаний, концептов и представлений. Под метафорической подсистемой понималось значение слова в составе базовых метафор.
На базисе работ В. В. Красных и материалов Национального корпуса русского языка был проведен когнитивно-метафорический анализ 19 наиболее частотных слов русского языка. Данный анализ показал, что лингвокультура предполагает рассмотрение практически любой языковой единицы с когнитивной и метафорической позиций.
Читать дальше
1. Иссерс О. С. Теоретическая и прикладная лингвистика / О. С. Иссерс – Омск: Издательство Омского Государственного Университета, 2017 – 312 с.
2. Красных В. В. (Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология. Новые науки о человеке говорящем / В. В. Красных, И. В. Зыкова, Н. В. Уфимцев [и другие] – М.: Гнозис, 2018. – 390 с.
3. Красных В. В. Лингвокультура как объект когнитивных исследований // М.: Вестник Московского Университета. Филология – 2013 – № 2 – с. 7-18
4. Красных В.В. Грамматика лингвокультуры: система координат, система таксонов, система ментефактов // Русский язык и культура в формировании единого социокультурного пространства России. СПб. – 2011. – с. 333-344
5. Красных В.В. Место и роль психолингвокультурологии в изучении межкультурной коммуникации // Языки и культуры: функционально-коммуникативный и лингвопрагматический аспекты: Сборник статей по материалам международной научнопрактической конференции, посвященной памяти С.Г. Стерлигова – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского – 2019. – с.76-87
6. Красных В.В. Грамматика лингвокультуры, или что держит языковую картину мира? // Экология языка и коммуникативная практика – 2013 – № 1 – с. 133–141
7. Красных В.В. Основные проблемы описания словаря и грамматики лингвокультуры (психолингвокультурологический подход) // Проблемы истории, филологии, культуры – 2014. – № 3– с. 19-22.
8. Красных В.В. Словарь и грамматика лингвокультуры: проблемы и перспективы // Взаимодействие лексики и грамматики – М.: Институт русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук – 2018. – с. 42-43
9. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика. Классические теории, новые подходы / Т. Г. Скребцова – М.: Издательский Дом ЯСК, 2018 – 392 с.
10. Ляшевская О. Н, Новый частотный словарь русской лексики / О. Н. Ляшевская, С. А. Шаров [Электронный ресурс] // Российская академия наук Институт им. В. В. Виноградова РАН Национальный корпус русского языка – 2011 – Режим доступа: http://dict.ruslang.ru/freq.php?act=show&dic=freq_s&title=%D7%E0%F1%F2%EE%F2%ED%FB%E9%20%F1%EF%E8%F1%EE%EA%20%E8%EC%E5%ED%20%F1%F3%F9%E5%F1%F2%E2%E8%F2%E5%EB%FC%ED%FB%F5
Читать дальше