?>
Введение 3 Глава 1. Проблема развития интеллекта в современной психолого-педагогической литературе 6 1.1 Понятия интеллекта и интеллектуальных способностей с точки зрения различных современных авторов 6 1.2 Факторы и условия развития интеллекта личности 12 Выводы по 1 главе 19 Глава 2. Эмпирическое исследование формирования интеллектуальных способностей подростков 22 2.1 Организация и методы исследования 22 2.2. Описание результатов исследования 24 2.3. Анализ трех этапов исследования формирования интеллектуальных способностей подростков 26 Выводы по 2 главе 29 Выводы по работе 30 Заключение 31 Список использованных источников 34 Приложения

Факторы и условия развития интеллекта

курсовая работа
Психология
35 страниц
76% уникальность
2022 год
27 просмотров
Погосян А.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Проблема развития интеллекта в современной психолого-педагогической литературе 6 1.1 Понятия интеллекта и интеллектуальных способностей с точки зрения различных современных авторов 6 1.2 Факторы и условия развития интеллекта личности 12 Выводы по 1 главе 19 Глава 2. Эмпирическое исследование формирования интеллектуальных способностей подростков 22 2.1 Организация и методы исследования 22 2.2. Описание результатов исследования 24 2.3. Анализ трех этапов исследования формирования интеллектуальных способностей подростков 26 Выводы по 2 главе 29 Выводы по работе 30 Заключение 31 Список использованных источников 34 Приложения
Читать дальше
Актуальность исследования. Интеллект в психологической науке рассматривается как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Развитие и работа интеллекта зависят от влияния целого ряда факторов. Существуют многообразные функциональные свойства интеллекта, которые характеризуют те или иные частные психологические механизмы выполнения интеллектуальной деятельности и которые в той или иной мере могут свидетельствовать об уровне развития интеллектуальных возможностей субъекта. Успешность деятельности принято соотносить со способностями. Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной проблемы. Выделяют четыре основных аспекта функционирования интеллекта, характеризующих четыре типа интеллектуальных способностей: конвергентные способности, дивергентные способности (или креативность), обучаемость и познавательные стили.


Курсовая работа по электротехнике на заказ это услуга, которую мы оказываем постоянно. Оставляйте заказ на сайте и мы подготовим работу в лучшем виде.


Каждая из интеллектуальных способностей рассматривается как свойство интеллекта. Новизна исследования: – анализ и обобщение отечественных и зарубежных работ последних десятилетий по вопросам развития интеллекта, выявлено состояние проблемы в современных исследованиях; – Получены новые эмпирические данные, позволяющие отметить особенности развития эмоционального интеллекта личности подросткового возраста в специально организованных условиях. Теоретическая значимость состоит в том, что были охарактеризованы психолого-педагогические условия формирования интеллекта у подростков, уточнены компоненты и показатели проявления интеллекта у подростков, охарактеризованы уровни его сформированности. Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать использованные в исследовании: комплекс диагностических методик по изучению интеллекта; содержание и формы работы с подростками по формированию интеллекта с учетом выделенных психолого-педагогических условий. Проблема исследования: Каковы психолого-педагогические условия формирования у подростков интеллекта и интеллектуальных способностей? Цель данной работы – изучить динамику развития интеллектуальных способностей в процессе воздействия на интеллект подростка с помощью комплекса заданий, направленных на развитие психических процессов и интеллектуальных качеств. Объектом исследования является интеллектуальная сфера личности. Предметом динамика развития интеллектуальных способностей в условиях их направленного формирования. Гипотеза исследования: Активизация предметно-информационного аспекта среды повышает уровень развития интеллекта и оказывает различное влияние на показатели когнитивных функций. Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались такие задачи: 1. Знакомство с теоретической литературой по теме исследования; 2. Рассмотреть условия развития интеллектуальных способностей; 3. Определить и апробировать комплекс методик, обеспечивающих формирование интеллектуальных способностей подростков. 4. выявить динамику в уровне сформированности интеллектуальных способностей у подростков. 5. Проанализировать и интерпретировать полученные данные. Методы исследования: – теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме); – эмпирические - беседы, наблюдение, анализ ситуаций; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты: - Тест структуры интеллекта Амтхауэра (четыре первых субтеста) – адаптация для учащихся 4-6 классов Л.А. Ясюковой; - Методика "Таблицы Равена".– методы обработки результатов (качественный и количественный). - анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов. Эмпирическое исследование проводилось в течении одной учебной недели: констатирующий первичный эксперимент дал данные уровню развитости интеллекта подростков. Формирующий эксперимент, в виде развивающих заданий, проводился в течении трех дней и имел устойчивый кратковременный эффект. Положительную динамику развития интеллектуальных способностей подтвердил контрольный эксперимент. Для более долговременного и качественного эффекта необходимо более частое воздействие в образовательной и семейной среде. Теоретико-методологическую основу составляют: концепции, исследующие интеллект (Дж. Гилфорд, Ч. Спирмен, Г.М. Андреева, Л.В. Мардахеев, Э. Гидденс, Э. Торндайк, А.И. Савенков, М.И. Бобнева, В.А. Холодная, Ш. Тейлор, Е.С. Михайлова, Д.В. Ушаков, Е.В. Субботский, Т. Парсонос и др.); о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности (С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев и др.); психолого-педагогические подходы совершенствования коммуникативных умений (М.Л. Кусова, Е.Ю. Никитина, Ю.Н. Караулов, А.В. Пузырев, О.Г. Мишанова и др.); теория социального развития (А.Н. Леонтьев, Т.В. Антонова, С.А. Козлова, Т.А. Репина, М.И. Лисина, Л.И. Божович и др.). Данные концепции отражают номотетическую парадигму, которая ориентирована на исследование наиболее общих (всеобщих) законов развития и функционирования объектов, при этом индивидуальное (единичное) не является предметом научного исследования. Обоснованность и достоверность научных результатов: учет всех факторов при использовании данных; использование в расчетах реальных данных; комплексный подход к исследованию; всесторонний анализ литературных источников по теме исследования. Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Читать дальше
По мере формирования теоретического мышления подросток всё больше научается осознавать обобщенные закономерности явлений. Мышление начинает особенно переходить от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них, от одного определения сущности ко всё более глубокому познанию действительности, к пониманию взаимосвязи её различных моментов, сторон её сущности. Точнее подросток не только и не столько всё глубже познаёт действительность, по мере того, как развивается его мышление, сколько его мышление всё более развивается, по мере того как углубляется его познавательное проникновение в действительность. Именно поэтому нам представилось особенно важным выявить основные закономерности развития и диагностики мышления в этом возрасте. При достижении поставленной цели мы использовали следующие теоретические задачи, которые решались в первой главе: Обобщить материал в подростковом возрасте и видах мышления. Рассмотреть мышление как один из основных познавательных процессов личности подростков. Определить особенности развития и диагностики мышления у детей в подростковом возрасте. В подростковом возрасте усиливается независимость детей от взрослых людей. Подростки гораздо менее, чем младшие школьники податливы внешнему воздействию со стороны родителей и учителей. В период отрочества повышается внимание ребёнка к самому себе, к свей внешности, к самопознанию, самовоспитанию. Понимание интеллекта динамической (процессуальной) характеристикой позволяет ввести его изучение в общее русло исследования способностей, трактовать его в рамках общей отечественной теории способностей. Что является основанием для такого утверждения? Во-первых, тот факт, что интеллект всегда изучался в связи с деятельностью, активностью человека. Правда, одни психологи в качестве такой активности определяемой интеллектом, рассматривали обучение, другие - адаптацию, приспособление к меняющимся условиям, требующее от человека решения возникающих проблем. Но все исследователи отмечали, что успешность деятельности (обучения или адаптации) зависит от интеллекта. Другой признак способностей - это «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны» /там же/. На существование индивидуальных различий по интеллекту указывали все исследователи. Более того, многие из них, пытаясь познать сущность интеллекта, делали индивидуальные различия в выполнении предметом своих исследований, не без основания предполагая, что, сопоставляя индивидуальные особенности обучения или решения разных задач, можно достичь цели исследования. В основе интеллектуальной деятельности лежат конкретные мыслительные операции анализа и синтеза, классификации обобщения, аналогий, сравнения, подведение под понятие, установления причинно-следственных связей и т.п. Хотя мышление и не исчерпывается логикой, тем не менее оно оперирует логическими категориями, связями и отношениями. Для выполнения логических действий подростки должны уметь отличать существенные от несущественных свойств предметов и явлений, выявлять признаки необходимые и достаточные, выбирать основания для сравнения или классификации, владеть логико-функциональными отношениями разного типа. Перечисленные логические операции смыкаются с учебной деятельностью, в процессе которой необходимо использовать классификацию, аналогию, обобщение, нахождение числовых закономерностей и пространственные умения. Результаты проведенного исследования показывают, что разработанная система упражнений для развития абстрактно-логического мышления действительно способна повысить общий уровень интеллекта учащихся. Можно сделать вывод об успешности проведенного исследования: цель исследования достигнута, задачи выполнены. Физическое здоровье головного мозга - один из фактов, влияющих на развитие интеллекта. Неправильное питание и употребление токсичных веществ препятствует развитию умственных способностей. Вторым весьма существенным условием развития умственных способностей является стимуляция и, конечно же, отношение самого человека своему развитию. Систематическое выполнение упражнений обеспечит повышение уровня интеллекта, улучшит память.
Читать дальше
1. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд// Вопросы психологии. 1995. №1. С.111-113. 2. Бахмутский А. Е. Содержание результатов общего образования и деятельность учителя // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. № 148. С. 77-86. 3. Бирюкова А. Интеллект как основа развития личности: понятия и определения интеллекта. Аналитика культурологии.//Электронное научное издание. Выпуск 2(14), 2009. 4. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. - М., 1994 5. Бьюзен Т. 10 способов как стать гением. - М.: Астрель, 2002 - с.157 6. Власова Т.И. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: учебное пособие для вузов/Т.И.Власова, А.П. Шарухин, М.М. Данилова .-М.: Издательский центр «Академия», 2008., 256с. 7. Выготский Л.С. Психология подростка. - М.:Педагогика, 1982. - 361с. 8. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта задач в сб.: Психология мышления. М., «Прогресс», 1965г., с.434-437. 9. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993. — 306 с. 10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — 2-е издание. — СПб.: Питер, 2002. — С. 17-24. 11. Ильясов Ф. Н. Разум искусственный и естественный // Известия АН Туркменской ССР. Серия общественных наук. 1986. № 6. С. 46-54. 12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. - 152 с. 13. Крайг. Психология развития. - Питер, 2000 14. Пиаже Ж Психология интеллекта.-СПб. .Питер, 2003 .-192с 15. Полани, М. Личностное знание: На пути к посткритич. философии. Пер. с англ. / М. Полани; Общ. ред. В. А. Лекторского, В. И. Аршинова; Предисл. В. А. Лекторского. - М.: Прогресс, 1985. - 344 с. 16. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов /Составитель и ответственный редактор А.А.Радугин; Научный редактор Е.А.Кротов.- М.: Центр, 1999.-256с. 17. Старовойтенко Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни. - М.: Академический проект, 2001 - с.411 18. Ушаков Д.В.Социальный интеллект как вид интеллекта//Социальный интеллект: теория, измерение, исследования/Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН - 2004.- с.11-29. 19. Холодная М.В. Психология интеллекта: парадоксы исследования.- 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2002-278с. 20. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы (неполная)/ Пер. с нем. . -- М.: Наука, 1998. - 335 с. 21. Эфросимсон В.П. Гениальность и генетика. - М.: Русский мир, 2001 - с.146 22. ЯсюковаЛ. А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6-х классах. СПб.: ИМАТОН, 2003. 188 с. 23. Day D.H. Infant perception of the invariant size of approaching and regeding objects // Developmental Psychologiy. 1981. 306 p. 24. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligens. L.: Heinemann, 1983. - 294 p. 25. Karnes M.B. The underserved: Our joung gifted children. NY, 1986. -303 p. 26. Mussen P.H. et Conder J.J. Cild development and personality. NY, 1985.- 188 p.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Организация участия предприятия в государственных закупках (на примере предприятия по производству мебели)
Количество страниц:
35
Оригинальность:
93%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Организационные структуры в социальной работе
Количество страниц:
35
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Социальная работа
курсовая работа
Тактируемый делитель двух пятиразрядных двоичных чисел с выводом целой и дробной части числа
Количество страниц:
10
Оригинальность:
52%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Высшая математика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image