ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. Генезис проблемного обучения в педагогической науке 5
1.2.Понятие проблемного обучения в современном образовании 10
1.3.Условия, этапы и методические приемы проблемного обучения 15
ГЛАВА 2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СПО 20
2.1. Кейс-метод как инструментарий технологии проблемного обучения 20
2.2. Внедрение проблемного обучения с помощью метода кейс-технологии в среднем профессиональном образовании на занятиях ОБЖ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Читать дальше
В соответствии с целью и задачами, поставленными во введении, были выполнено исследование, позволившее сделать следующие выводы.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством педагога самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знаний, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Проблемная ситуация по своей психологической структуре представляет собой сложную структуру, она обладает не только предметно-содержательной стороной, но и мотивационной, личностной (потребности, способности субъекта). Эти закономерности способствуют определению пути организации проблемного обучения на уроке. Проблемную ситуацию необходимо создавать, основываясь на реальных, имеющих значение для учащихся противоречий. Это положение играет важнейшую роль для практики проблемного обучения.
На современном этапе практика обучения настойчиво требует применения новых педагогических технологий развития творческого мышления учащихся, дидактико-методологической основой которых, наряду с другими теориями развивающего обучения, способна выступать и теория проблемного обучения. Применение кейс-технологии в образовательном процессе обеспечивает расширение зоны ближайшего развития обучающегося за счет разрешения проблемных ситуаций. При этом переход от незнания к знанию перестает быть для учащихся самоцелью, естественно включается в зону активного развития.
Несмотря на разноречивые оценки и разнообразие взглядов на понимание сущности проблемного обучения, места и формы его применения на разных этапах обучения, оно, бесспорно и сегодня как научное направление имеет высокую значимость и перспективность. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
Читать дальше
1.Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgos.ru/
2.Профстандарт "01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (Приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=260195
3.Береснева И.В. Проблемное обучение как эффективный метод обучения / И.В. Береснева // Альманах мировой науки. – 2018. - № 3. - С. 114-115.
4.Голова М. А. Использование кейс-технологии в формировании умений безопасного поведения / М. А. Голова, Т. В. Карпачёва // Грани педагогики безопасности. - 2018. - № 1.- С. 37-41
5.Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. – Люберцы: Юрайт, 2019. – 377 c.
6.Дементьева Ю.В. Проблемное обучение: метод или принцип обучения в современной педагогике / Ю.В. Дементьева // Успехи современной науки и образования. – 2020. - № 2. - С. 22-25.
7.Ибрагимов Г.И. О роли и месте проблемного обучения в современном высшем образовании / Г.И. Ибрагимов // Альма-матер, 2019. – № 12. – С. 21-26.
8.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии : активное обучение / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2019. – 43 с.
9.Проблемное обучение в современном мире: VII Международные Махмутовские чтения: сборник статей / науч. ред. Д.М. Шакирова. – Казань: Отечество, 2018. – 384 с.
10.Секретова Л.А. Проблемное обучение как метод активизации мыслительной деятельности студентов / Л.А. Секретова // Художественное произведение в современной культуре. – 2020. - № 5. - С. 124-131.
11.Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2018. - 320 с.
12.Теория обучения: учеб. пособие / И. П. Андриади, С. Н. Ромашова, С. Ю. Темина; под ред. И. П. Андриади. – М.: Академия, 2018. – 336 с.
13.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003082846
14.Махмудов М.И. Проблемное обучение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003016053
15.Оконь В. Основы проблемного обучения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.twirpx.com/file/1665
16.Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008356088
Читать дальше