Введение 3
Глава 1. Теоретические основы деятельности фармацевтических дистрибьюторов 5
1.1. Понятие, сущность, характеристика и структура фармацевтического рынка 5
1.2. Роль фармацевтических дистрибьюторов в товародвижении фармацевтической продукции 8
Глава 2. Анализ деятельности фармацевтических дистрибьюторов в развитии оптового товародвижения в России 11
2.1. Особенности деятельности фармацевтических дистрибьюторов в формировании тенденции развития оптового товародвижения в России 11
2.2. Направления и перспективы развития оптового фармацевтического товародвижения в России 15
Заключение 17
Список использованных источников 19
Читать дальше
Учитывая сложность и нестабильность экономической и политической ситуации в стране и мире, обеспечение национальной безопасности РФ (в первую очередь в области здравоохранения) является одним из приоритетных направлений. Для достижения данной цели необходимо обеспечение полной лекарственной и медицинской независимости страны от экспорта, что сейчас и реализуется в рамках программы импортозамещения. Однако низкий уровень инвестирования в фармацевтику и здравоохранение препятствует форсированному развитию отечественных предприятий, которые сегодня практически не способны конкурировать с зарубежными, располагающими современными достижениями медицинской и фармацевтической науки.
На преобразование системы распределения фармацевтической продукции все больше влияет ускорение научно-технического прогресса и значительное усиление роли инновационной компоненты в фармацевтической отрасли. Выход на новый уровень функционирования данной системе будет возможен посредством трансформации и одновременным изменением своей организации.
Растущий интерес производственных компаний к аптечному ретейлу обусловлен слияниями и поглощениями на фармацевтическом рынке и, как следствие, укрупнением аптечных сетей. С другой стороны, рост числа аптечных дискаунтеров и сопутствующие этому ценовые войны на фармацевтическом рынке способствуют снижению торговых надбавок и уменьшению прибыльности бизнеса, что, в свою очередь, обуславливает стремление аптечных сетей получать дополнительный доход в виде оплаты услуги по продвижению аптечных товаров разных производителей.
Дистрибьюторское звено всегда играло важную роль в развитии фармацевтического рынка России и доминировало в товаропроводящей цепочке. Сегодня ситуация изменилась, они утратили свои былые позиции. Государственное регулирование наценок на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП), перенасыщенность рынка товарами и ценовые войны привели к тому, что бизнес дистрибьюторов стал менее прибыльный.
Более того, фармацевтические дистрибьюторы сталкиваются с иными типичными проблемами российского рынка: нестабильностью (например, курсов валют), низкой покупательной способностью и другими. Хотя высокий процент государства в экономике и высокий (относительно других стран) спрос на социальное лекарственное обеспечение должны сыграть на руку фармацевтическим дистрибьюторам, необходимо прорабатывать комплекс иных решений этих и других проблем.
Решение проблем дистрибьюторы видят в использовании различных трендов, конъюнктуры и т.д. Например, тренд на диверсификацию бизнеса продолжается в оптовом звене и иногда выражается в интересных решениях (например, в слиянии нескольких дистрибьюторов для захвата доли рынка). Современные технологии и диджитализация могут привести к полной трансформации дистрибьютора в логистического оператора, что также пойдет ему на пользу как бизнесу.
Читать дальше
1. Распоряжение Правительства РФ от 06.06.2020 № 1512-р <Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года>//СПС «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.01.2022)
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.05.2009 № 277н (ред. от 12.03.2012) «Об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты» (вместе с «Положением об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты») (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2009 № 14019) //СПС «Консультант-Плюс» - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.01.2022)
3. Баталин, Г. Р. Совершенствование логистической деятельности фармацевтических дистрибьюторов / Г. Р. Баталин // Мировая наука. – 2021. – № 6(51). – С. 89-92.
4. Днепровская, И.В. Современные перспективы инновационного развития фармацевтической отрасли России: социально-экономические аспекты [Текст] / И.В. Днепровская, С.Г. Халатян // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2018. – № 1 (211). – С.45-51.
5. Евстратов, А. В. Анализ структуры рынка производителей лекарственных средств на фармацевтическом рынке Российской Федерации / А. В. Евстратов, О. Н. Пушкарев // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2018. – № 6(216). – С. 67-73.
6. Квачахия, Л. Л. О развитии фармацевтического рынка в РФ и ЦФО в современных экономических условиях / Л. Л. Квачахия // Карельский научный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 4(25). – С. 89-92.
7. Митрошкина Л. Н. Воздействие маркетинга и рекламы на эффективность фармдистрибьюторских услуг: инфраструктурно-консалтинговый аспект / Л. Н. Митрошкина, Н. В. Мордовченков, Е. В. Панина, Г. А. Тихомиров // Вестник НГИЭИ. – 2017. – № 1(68). – С. 59-67.
8. Нечаева Ю. Рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам 2019 года. Ремедиум. 2020;(4-6). – С. 26-29.
9. Олейникова, Т. А. Специфика российского рынка фармацевтической продукции в современных условиях / Т. А. Олейникова // Региональный вестник. – 2019. – № 16(31). – С. 14-15.
10. Родионова, А. Ю. Особенности дистрибуции фармацевтической продукции в России / А. Ю. Родионова // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 4-2(74). – С. 110-115.
11. Степанов, А. С. Анализ ассортиментной политики дистрибьюторов регионального фармацевтического рынка 64 / А. С. Степанов // Ремедиум. Журнал о российском рынке лекарств и медицинской техники. – 2016. – № 9. – С. 64-68.
12. Халатян, С. Г. Трансформация цепей поставок в логистической системе дистрибуции фармацевтической продукции (на примере ЮФО) : автореф. дисс. к. э. н. — Ростов н/Д, 2013. — С. 12–20.
13. Халатян, С. Г. Факторы и перспективы развития региональных фармацевтических дистрибьюторов в современных условиях: логистический аспект / С. Г. Халатян // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2016. – № 3(55). – С. 73-79.
14. Акционерное общество «Группа ДСМ». Годовой отчет «Фармацевтический рынок России 2020». – 2020. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dsm.ru/docs/analytics/2020_Report_rus.pdf (дата обращения: 16.01.2022).
Читать дальше