Введение 3
1. Органы предварительного следствия: понятие, структура и особенности функционирования 6
1.1. Предварительное следствие: понятие и порядок производства 6
1.2. Процессуальные аспекты производства предварительного следствия следственной группой 12
2. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и расследованию преступлений 17
2.1. Сравнительно-правовой анализ института дознания и предварительного следствия 17
2.2. Формы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания между собой 21
Заключение 26
Список использованных источников 29
Читать дальше
В современных условиях от правоохранительных органов для достижения ощутимых результатов в борьбе с преступностью требуется более эффективная работа по выявлению преступлений, а это предполагает и более высокий уровень взаимодействия органов предварительного следствия с органами дознания.
Предварительное следствие – это общая и основная форма расследования по уголовным делам. В данной форме расследуются дела о тяжких, особо тяжких и наиболее трудоемких преступлениях из категории небольшой и средней тяжести. Следствие может в оговоренных в законе случаях заменить собой дознание – более упрощенную форму предварительного расследования, однако дознание ни при каких условиях не может заменить собой следствие.
Предварительное следствие имеет огромное процессуальное значение для правильного разрешения уголовного дела, оно складывается из ряда последовательных следственных действий, которые регламентируются уголовно-процессуальным законом.
Предварительное следствие – со дня возбуждения уголовного дела, уголовное дело должно быть закончено не превышающий срок 2 месяца, данное положение предусмотрено ч. 1. ст. 162 УПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 162 «срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу».
Последовательность таких действий определяется самим следователем и зависит от сложности расследуемого уголовного дела, а также места и времени производства самого предварительного следствия. Однако по любому уголовному делу предварительное следствие должно проводиться по определенной уголовно-процессуальным законом схеме, пройдя ряд определенных этапов. Причем каждый этап предварительного следствия совершенно независим и носит самостоятельный характер, завершаясь определенным решением следователя.
Все предварительное следствие состоит из определенных этапов:
– принятие уголовного дела следователем к своему производству,
– ряд следственных действий, направленных на собирание и проверку доказательств для установления наличия или отсутствия общественно опасного деяния, виновности лица, которое это деяние совершило, а также других обстоятельств, имеют их значение для расследуемого уголовного дела,
– привлечение лица в качестве обвиняемого путем вынесения соответствующего обвинения и непосредственный допрос этого обвиняемого,
– дальнейшее продолжение следственных действий, направленных на собирание и закрепление доказательств для дальнейшей проверки и уточнения показаний обвиняемого и всестороннего, объективного и полного исследования всех обстоятельств дела, имеющих значение для принятия правильного и законного решении,
– ознакомление участников уголовного процесса со всеми материалами уголовного дела в соответствии с требованиями ст. ст. 200, 201 УПК РФ,
– непосредственное составление обвинительного заключения.
Перечисленные этапы характерны для каждого расследуемого уголовного дела, которое в дальнейшем направляется следователем для утверждения в прокуратуре обвинительного заключения и передачи в суд в порядке ст. 207 УПК РФ.
Подводя итог, следует сделать вывод о том, что расследование преступлений, в такой форме как предварительное следствие, безусловно является самостоятельной процессуальной функцией следователя, не включающей в себя остальные функции. Непосредственно данная функция предопределяет процессуальную самостоятельность следователя, как должностного лица, уполномоченного уголовно-процессуальным законом на проведение процессуальных и следственных действий. В ходе проведения расследования уголовного дела следователь осуществляет свою функцию по расследованию преступления, направленную на исследование именно обстоятельств преступления, а не всего дела.
Преступность в настоящее время представляет угрозу не только для отдельных граждан, но и для общества в целом и государства, что не раз отмечалось в правительственных программах борьбы с преступностью, в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию. В силу этого, в числе приоритетных задач современной науки уголовного процесса, стоит вопрос о преодолении конфронтации между либеральным и антикриминальным подходом к назначению уголовного процесса: защита прав личности или борьба с преступностью. Думается, это достижимо при выделении в деятельности дознавателя двух аспектов: информационного (расширении доказательственной базы, поиск истины) и правозащитного (обеспечение прав личности) при активном и эффективном взаимодействии с другими участниками процесса и с другими ведомствами и широком использовании научно-технического потенциала. При этом необходимо менять отношение к дознавателям (устранить «презумпцию недобросовестности» дознавателя) и правоохранительным органам в целом, понимая его не как карательный, а как правоохранительный орган.
Читать дальше
Нормативно-правовые акты
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
2. Федеральный закон от 28 декабря 2010г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 1. – Ст. 15.
Специальная литература
1. Актуальные проблемы предварительного следствия и дознания в современных условиях развития уголовно-процессуального законодательства: научное электронное издание. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. – 2018. – 452 с.
2. Апостолова Н.Н. Предварительное расследование и судебное следствие // Российская юстиция. – 2016. – № 7. – С. 20-24.
3. Батыщева Е.В. Юристъ-Правоведъ. – 2017. – № 3 (82). – С. 55-60.
4. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя. – М., 2019. – 516 с.
5. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб. пособие. – 2-еизд., перераб. И доп. – М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2019. – 786 с.
6. Головко Л.В. Унификация досудебного расследования // Уголовное судопроизводство. – 2018. – № 1. – С. 10-17.
7. Долгополов В.Ю. Сходство и различие форм предварительного расследования в уголовном процессе Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции: сб. статей по материалам XLIV Междунар. науч.-практич. конф. № 12(43) – Новосибирск : СибАК, 2018. – 439 с.
8. Дронов В.В. Надзор за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие // Законность. – 2017. – № 5. – С. 40-56.
9. Кузнецова Ю.В., Рукавишников В.П., Громов Н.А. Правовые основы взаимодействия следствия и органов дознания при расследовании преступлений // Следователь. – 2018. – № 6. – С. 30-37.
10. Литко М.А. Соотношение форм расследования преступлений // СПС Гарант
11. Научно-практический комментарий к УПК РФ (постатейный) / Под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2021. – 918 с.
12. Недайвозов В.С. Некоторые вопросы соотношения предварительного следствия и дознания как формы предварительного расследования преступлений/ // Материалы VI международной научно-практической конференции «Инновационная траектория развития науки: становление, развитие, прогнозы» ставропольский институт кооперации (филиал) БУКЭП. – 2020. – С. 240-256.
13. Супрун С.В. Дознание – сокращенное следствие? // Российский юридический журнал. – 2017. – № 5. – С. 130-156.
Судебная практика
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 сентября 2008 г. № 18 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и в статью 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» // СПС Гарант
Читать дальше