ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава 1 Теоретические аспекты исследования автобиографической памяти..3 1.1 Феномен автобиографической памяти……………………………………..5 1.2 Функции автобиографической памяти………………………………..…….7 1.3 Проблема индивидуальных особенностей автобиографической памяти…11 Глава 2. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти……………………………………………………………………………..14 2.1 «Монопараметрический» подход к исследованию автобиографической памяти…………………………………………………………………………….14 2.2Функциональный подход к исследованию автобиографической памяти..19 2.3 Анализ феноменологии автобиографической памяти с позиций культурно исторического подхода…………………………………………………………21 Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на функционирование автобиографической памяти людей разного возраста 3.1 Организация и методы исследования ………………………………….26 3.2 Анализ результатов эмпирического исследования ……..……………27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..…………………………………………….38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………41

Социально-психологические особенности автобиографической памяти людей, принадлежащих к различным возрастным группам

курсовая работа
Психология
37 страниц
52% уникальность
2022 год
38 просмотров
.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава 1 Теоретические аспекты исследования автобиографической памяти..3 1.1 Феномен автобиографической памяти……………………………………..5 1.2 Функции автобиографической памяти………………………………..…….7 1.3 Проблема индивидуальных особенностей автобиографической памяти…11 Глава 2. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти……………………………………………………………………………..14 2.1 «Монопараметрический» подход к исследованию автобиографической памяти…………………………………………………………………………….14 2.2Функциональный подход к исследованию автобиографической памяти..19 2.3 Анализ феноменологии автобиографической памяти с позиций культурно исторического подхода…………………………………………………………21 Глава 3. Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей на функционирование автобиографической памяти людей разного возраста 3.1 Организация и методы исследования ………………………………….26 3.2 Анализ результатов эмпирического исследования ……..……………27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………..…………………………………………….38 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………41
Читать дальше
Актуальность исследования. Память — это нечто более сложное, чем простой мыслительный процесс. Можно сказать, что он отвечает за кодирование, хранение и извлечение информации. Другими словами, память позволяет помнить события, идеи, отношения между понятиями, ощущения и, в конечном счете, все стимулы, которые люди испытали в какой-то момент.


Многих интересует цена дипломной работы по сетям. Мы рассчитаем стоимость бесплатно. Для этого нужно заполнить форму заказа и вы получите цену написания вашего диплома.


. Это умственный процесс, который является ключом к обучению и, следовательно, жизненно важен для адаптации человека. Способность учиться и запоминать то, что узнали, делает человека, среди прочего, способным к большей социальной адаптации. В настоящее время наибольший интерес исследователей прикован к проблемам автобиографической памяти человека как специфической мнемической подсистемы. К настоящему времени определено место автобиографической памяти как одной из подсистем долговременной памяти, описана ее уникальная феноменология, выявлен ее функциональный репертуар, а также основные закономерности ее функционирования. Однако открытым остается вопрос об индивидуальных особенностях автобиографической памяти, ее объеме и пределах ее изменчивости. Кроме того, в научной литературе не изучен вопрос о влиянии личностных особенностей на функционирование автобиографической памяти. Обоснованность исследования определяется его высокой значимостью для решения важнейших вопросов конструктивного развития и функционирования личности, с одной стороны, и недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области, с другой. Объект исследования: автобиографическая память личности. Тема исследования: Социально-психологические особенности автобиографической памяти людей, принадлежащих к разным возрастным группам. Цель исследования: изучить социально-психологические особенности автобиографической памяти людей разного возраста. Задачи: 1. Проанализируйте научную литературу по проблеме исследования. 2. Эмпирически выявить особенности функционирования автобиографической памяти людей зрелого возраста. 3. Определить влияние возрастных особенностей на функционирование автобиографической памяти людей. Степень развития проблемы. Теоретические положения, раскрывающие закономерности развития и функционирования процессов памяти (А. А. Смирнов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, С. П. Бочарова, Т. П. Зинченко, и др.), научные идеи и факты М. Конвея, Б. Росса, У. Найссера, Дж. Робинсона, Э. Тульвинга, Дж. Кулика, касающиеся феноменологии, функций и закономерностей функционирования автобиографической памяти, концепция автобиографической памяти как высшей психической функции В. В. Нурковой, индивидуальные особенности автобиографической памяти (Г. Ю. Масолова, Ю. А. Немова, Д. Пиллмер, Д. Рубин). Методы исследования - теоретический анализ исследований по рассматриваемой проблеме, подтверждающий эксперимент, направленный на изучение влияния черт личности на функционирование автобиографической памяти (метод свободного воспроизведения событий, 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла), методы. математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, критерий Стьюдента, корреляционный анализ). Объектом исследования стал 41 человек (19 мужчин и 22 женщины) в возрасте от 12 до 50 лет. Научная новизна исследования - выявлены социально-психологические особенности автобиографической памяти; особенности функционирования автобиографической памяти у людей разного возраста. Структура работы состоит из введения трех глав, заключения

Читать дальше
Результаты проведенных нами теоретических и эмпирических исследований влияния черт личности на функционирование автобиографической памяти зрелых людей позволяют сделать следующие выводы: 1 Автобиографическая память – это подсистема долговременной памяти, которая оперирует воспоминаниями о личностно важных событиях и состояниях. В качестве системы отличительных признаков, отличающих автобиографическую память от ряда других видов памяти, мы предлагаем: неповторимость, своеобразие жизненных событий, запечатленных в автобиографической памяти; ясность, логичность, целостность автобиографических воспоминаний; наличие временного пространства для организации автобиографической памяти, характеризующееся системой 2 Доступ к автобиографическим воспоминаниям может быть нарушен различными аффективными расстройствами, особенно депрессией. 3 Функции автобиографической памяти можно разделить на три группы: связанные с жизнью человека как члена общества (интерсубъективные), связанные с саморегуляцией личности (интрасубъективные) и экзистенциальные функции, необходимые для жизнедеятельности человека. и понять его уникальность. В группу интерсубъективных функций входят, например, такие функции, как достижение социальной солидарности или отторжения, передача опыта новому поколению или прогнозирование поведения других по аналогии с событиями в их жизни. В группу интрасубъективных функций входят такие функции, как построение и выбор целей и поведенческих тактик или управление настроением (когда нам грустно, мы можем вспомнить счастливый эпизод из прошлого и повеселиться). 4 Экзистенциальные функции оказывают большее влияние на основные пласты личности. Среди экзистенциальных функций автобиографической памяти можно выделить: функцию самопознания; функция самоопределения (формирование целостной жизненной стратегии); функция определения смысла жизни и др. 5 Новая волна исследований, ориентированная теперь на «экологический» или функциональный подход, ясно продемонстрировала возможность обнаружения понятных и значимых индивидуальных различий в автобиографической памяти. Автобиографические функции памяти — это те задачи, к которым субъект обращается в своих воспоминаниях. Функциональный подход, провозглашенный Нейссером, получил сегодня широкое распространение. Наиболее известная классификация функций автобиографической памяти в этом подходе была предложена Дэвидом Пиллемером: личностные, коммуникативные и директивные функции. 6 Анализ событий по признаку субъективной значимости (оценка с точки зрения настоящего времени) показал, что испытуемые актуализировали больше положительных событий (72,1 %), чем отрицательных (24,8 %), а доля нейтральных событий составляет 3,1 %. Математическая обработка полученных данных позволяет сделать вывод об отсутствии различий между мужчинами и женщинами данной выборки по количеству положительных, отрицательных и нейтральных событий с точки зрения настоящего и прошлого. 7 Результаты исследования также помогли выявить динамику автобиографической памяти людей разного возраста. Различия в оценке событий (с точки зрения настоящего и с точки зрения прошлого) между испытуемыми составили 6,2%. Наибольшие изменения в классификации (положительные на отрицательные и наоборот) имели события, относящиеся к раннему подростковому возрасту - 12,1%, подростковому возрасту - 9,4%, позднему подростковому возрасту - 7,7%, раннему взрослому и младшему школьному возрасту соответственно % и 6,0%. Наименьшие изменения коснулись событий среднего и младшего и среднего дошкольного возраста - 4,7% и 4,1%. Математическая обработка полученных данных позволила выявить гендерные различия в распределении воспоминаний по возрасту события. При сравнении воспоминаний испытуемых по возрасту есть различия между мужчинами и женщинами. Это проявляется в том, что мужчины в позднем подростковом возрасте воспроизводят больше событий, чем женщины (соответственно 23,98 и 17,55). А в юношеском возрасте мужчины, напротив, воспроизводят меньше событий, чем женщины (соответственно 18,5 и 23,49). 9. Результаты изучения влияния черт личности на функционирование автобиографической памяти позволяют определить области ее практического применения: работа психотерапевта с автобиографическими воспоминаниями больных (анамнез - анамнез); коррекция автобиографической памяти; строить и выбирать цели и тактику; управление настроением (когда нам грустно, мы можем вспомнить счастливый эпизод из прошлого и повеселиться); устранение внутриличностных конфликтов; налаживать отношения с родителями и другими членами семьи; коррекция самооценки; регуляция эмоциональных состояний
Читать дальше
1. Анастаси А. Психологические тесты. 7-е изд.[Текст] / А. Анастази, С. Урбина Пер. с английского. - СПб: Питер, 2007. - 688 с. ISBN 978-5-272-00106-1. 2. Ануфриев А.Ф. Психодиагностика: основа решения диагностических задач [Текст] / А.Ф. Ануфриев. - М: Ос - 89, 2012. - 144 с. ISBN: 5-98534-319-7 3. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла [Текст] / А.В. Батаршев. - М.: Сфера, 2002. - 96 с. ISBN: 978-5-91180-484-8 4. Белинская, Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности [Текст] / Е. П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - Н. 3. -140 - 146 с. 5. Блонский П. П. Педагогические и психологические труды Избранные в двух томах [Текст] / П. П. Блонский. — М.: Педагогика, 1979. — Т. 2. — 400 с. ISBN 5-89147-029-2 6. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. - М., 1983. - 272 с. ISBN 5—87977—027—3. 7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов [Текст] / Л.Ф. Бурлучак. - СПб: Питер, 2012. - 384 с. SBN 5-94723-045-3. 8. Василевская К.Н. Автобиографическая память и изменение судьбы: разрушение или становление? [Текст] / К.Н. Василевская // Материалы отдела психологии Международной конференции магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — М.: СНПО факультета психологии МГУ, 2002. — с. 155-156 9. Василевская К. Н. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти: Автореф. дис. … канд.псих. наук [Текст] / К. Н. Василевская. - М., 2008. - 26 с. 10. Василевская К. Н. К проблеме создания типологии автобиографической памяти личности [Текст] / К. Н. Василевская // Молодые ученые московского образования. Материалы IV Городской научно-практической конференции молодого учёного и учащихся колледжей и общеобразовательных школ городского подчинения. – М.: Научная книга, 2005. – 34–36 с. 11. Василевская К. Н. Перспективы исследования автобиографической памяти в рамках дифференциальной психологии [Текст] / К. Н. Василевская // Ежегодник Российского психологического общества. – М: Эслан, 2004. – . 175–178 c. 12. Василевская К. Н. Трансформация автобиографической памяти в трудной жизненной ситуации [Текст] / К. Н. Василевская // Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003г. и 8 декабря 2004г. / Под ред. Е.А. Петровой – М., 2004. –202– 204 c. 13. Василевская К.Н. Разработка и апробация диагностического опросника «Функции автобиографической памяти личности» [Текст] / К. Н. Василевская // Психологическая наука и образование. – 2008. – №4. –101-110 c. 14. Глоссарий психологических терминов [Текст] / под. ред. Н. В. Губина. – М.: Наука, 1999. – 512 с. 15. Глуханюк Н. С. Психодиагностика: Учебно-методический комплекс [Текст] / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Белова. – М.: Издательство Академия, 2006. – 314 с. 16. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность [Текст] / Э. А. Голубева. – Дубна: «Феникс+», 2005. – 512 с. 17. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий [Текст] / М. С. Егорова. – М.: Планета детей, 1997. – 328 с. ISBN 5-86065-016-7. 18. Зинченко В.П. Размышления о живой памяти [Текст] / В. П. Зинченко // Психологическая наука и образование. 2001. № 3.. 5–34 c. ISBN 978-5-98712-218-1 19. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии [Текст] / Т. П. Зинченко. – СПб: Питер, 2001. – 320 с. 5-318-00495-4 20. Niesser U. Memory: What are the important questions? [Text] // M.M.Greeneberg, P.E.Morris, R.N.Sykes (Eds.). Practical aspects of memory. London, England: Academic Press, 1978. 3–19 p. 21. Pasupathi M. Emotion regulation during social remembering: Differences between emotions elicited during an event and emotions elicited when talking about it [Text] // Memory. 2003. Vol. 11. 151–163 p. 22. Pillemer D. Directive functions of autobiographical memory: The Guiding power of the specific episode [Text] // Memory. 2003. Vol. 11(2). 193–202 p. 23. Pillemer D., Wink P., DiDonato T., Sanborn R. Gender differences in autobiographical memory styles of older adults[Text] // Memory. 2003. Vol. 11. 525–533 p.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Этническая музыка в современном кинематографе
Количество страниц:
15
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Искусство
курсовая работа
Проблема цинизма и авторского отношения к нему в романе В. Пелевина «Generation П»
Количество страниц:
25
Оригинальность:
81%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Литература
дипломная работа
Пути повышения прибыли и рентабельности ООО ГК Метрополис
Количество страниц:
50
Оригинальность:
97%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Финансы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image