В целом наше исследование подтверждает обоснованность нашей гипотезы о том, что кинематограф влияет на воспитание младших подростков, и на основании внутреннего состояния подростки выбирают предпочтительные им передачи и фильмы. Досуг современного поколения формируется на основе просмотра фильмов и телепередач, во многих их которых рекламируется жесткое поведение и обращение.
Кинематограф действительно играет роль своеобразного буфера, в котором молодежь восполняет недостаток социализации, приобретает недостающие навыки, осваивает социальные роли, находит свои внутренние переживания.
Другими словами, психологические потребности, их количество и качество, связанные с условиями жизни, не могут быть существенными для определения принципов влияния кинематографа. В таком случае остаются потребности духовного характера - потребность в развитии личности; в осуществлении самого себя; в самореализации; в самоактуализации; в осмыслении своего назначения в мире; в удовлетворении чувства прекрасного, чувства справедливости; в сущностном познании окружающего мира и т.п. Выходя за границы социальной и биологической природы, данные потребности составляют особую сферу высших ценностей, духовного опыта, осмысления себя и своей жизни.
Большое внимание в современном мире уделяется телевизионным программам, человек живет в медиатизированном пространстве, которое стало новым видам провождения досугового времени. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни подростков.
Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом. Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, — это сам факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни миллионов граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи и сообщества. Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.
Влияние телевидения на воспитание детей и подростков нельзя оценить однозначно. С одной стороны, их коммерциализация приводит к преобладанию на телеэкранах и страницах периодики насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появление новых типов помогает молодежи как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания. Таким образом, телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростка, причем функции, которые оно выполняет, многообразны: это и новости, и интересная информация, и образование, и отдых, и разнообразные развлечения.
Широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Жестокие сцены, встречающиеся в кинофильмах, нередко влекут за собой рост преступности. Просмотр передач, содержащих сцены насилия, приводит, как это ни печально, к усилению проявлений жестокости в поведении нормальных детей абсолютно всех возрастов, от дошкольников до тинэйджеров.
В наше время завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования иного типа, с другой психикой и телесностью, духовностью и системой эстетических ценностей. Сейчас говорят о "втором коперниканском перевороте”, связанном с проникновением "новых технологий” во все сферы общественной жизни и об опасности ее дегуманизации. В этих условиях задачи воспитания молодежи непосредственно связаны с условиями формирования человека грядущей культуры и цивилизации.
При всей свободе рыночных механизмов, во многом определяющих развитие СМИ, важная роль принадлежит и государственному контролю, который должен сдерживать неумеренную коммерциализацию медиа. Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, — это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества, в котором формирование мнения и ценностных структур непосредственно зависит от СМИ. Чтобы не превратить человека в придаток техники, необходимо развивать творческую индивидуальность молодого человека. Поэтому необходима четкая позиция со стороны правительства как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного молодого поколения, способного достойно встретить вызов будущего.