Введение Основная часть Что такое аналогия? Аналогия и научный поиск Моделирование и аналогия Аналогия и искусственный интеллект Заключение Список реферируемой литературы

Роль аналогии в теоретическом поиске

реферат
Философия
13 страниц
85% уникальность
2022 год
18 просмотров
Погосян А.
Эксперт по предмету «Философия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение Основная часть Что такое аналогия? Аналогия и научный поиск Моделирование и аналогия Аналогия и искусственный интеллект Заключение Список реферируемой литературы
Читать дальше
Физик Роберт Оппенгеймер в своей речи «Аналогия в науке» прочитанной на 63-м ежегодном собрании Американской Психологической Ассоциации (АПА) в Сан-Франциско, Калифорния, 4 сентября 1955 сказал: «Независимо от того, говорим ли мы об открытиях или изобретениях или нет, аналогия неизбежна для человеческой мысли, т.к. к новому в науке мы приходим с тем инструментарием, который у нас есть, — а это именно то, как мы научились думать и, прежде всего, то, как мы научились думать о взаимосвязи вещей». Аналогию человек использует в своих рассуждениях с древнейших времен. До настоящего времени интерес к ней не ослабевает. Это связано не только с развитием философии и логики, но и развитием искусственного интеллекта. В связи с этим, для ученых важно создавать модели естественных для людей способов рассуждений. Особый интерес направлен на правдоподобные рассуждения, в частности на рассуждения по аналогии. Аналогией как способом рассуждения интересовались и Аристотель, и схоласты (поскольку аналогия – это один из принципов католической схоластики), и Дж. Милль, и логики XIX века.


Не нужно писать реферат самому. Гораздо проще купить реферат по трудовому праву. Мы сделаем реферат по всем требованиям вашего учебного заведения!


Вряд ли такой интерес к аналогии можно назвать случайным. Аналогия, как один из способов познания мира активно использовался греческими философами. Значительная часть философских идей была построена на умозаключениях по аналогии. Так в основу мира (первоначало, архэ) Гераклит кладет огонь, Фалес –воду, Анаксимандр –воздух, и все явления мира объясняются исходя из этих первоначал, а методом раннегреческой натурфилософии является аналогия между социальным и физическим миром. Все непонятные явления природы (метеорологические, астрономические и др.) прояснялись при помощи аналогии или прямого отождествления с теми явлениями, которые были понятны. Гераклит утверждает, что «На огонь обменивается все, и огонь на все, как на золото – товары и на товары – золото» . В данном случае проводится аналогия между огнем и золотом, утверждается их похожесть для разных предметов и выражается через слово «как». В истории науки мы можем найти много примеров использования аналогии. Так, «важную роль в становлении классической механики играла аналогия между движением брошенного тела и движением небесных тел; аналогия между геометрическими и алгебраическими объектами реализована Декартом в аналитической геометрии; аналогия селективной работы в скотоводстве использовалась Дарвиным, в его теории естественного отбора; аналогия между световыми, электрическими и магнитными явлениями оказалась плодотворной для теории электромагнитного поля Максвелла» . Атомные модели Э. Резерфорда и Н. Бора создавали по аналогии с другими физическими объектами, а также можно назвать и других физиков, например, Ш. О. де Кулон, М. Фарадей, Ж. Б. Ж. Фурье, Дж. Максвелл, использующих аналогию в своих открытиях. Очевидно использование аналогии и в архитектуре, медицине, лингвистике и других научных областях. Аналогия используется в моделировании при изучении сложных и малоизученных объектов. Таким образом, применение аналогии можно проследить в любом научном знании. Существует и большое разнообразие видов аналогии. В любом случае очевидно, что аналогия применяется в науке очень широко, хотя, мы знаем, что аналогия дает нам вероятное предположение. Ученые используют не только строгие аналогии (аналогии с высокой вероятностью заключений), но и аналогии слабые и просто поверхностные уподобления. Это может быть продиктовано разными целями. Аналогия может сделать сложную вещь более понятной, абстрактные идеи воплотить в образные формы, конкретизировать идеи и проблемы. Аналогия позволяет (напр., через моделирование) увидеть то, что недоступно прямому наблюдению и сформулировать гипотезы. Цель обуславливает используемый вид аналогии, в одном случае строго определяя вывод, в другом позволяет ученому не сдерживать творческое воображение.

Читать дальше
Аналогия играет значительную роль в научном познании. Несмотря на то, что вывод по аналогии является вероятностным, эта вероятность может быть большой, если сходство объектов достаточно велико. При этом, даже слабая или ложная аналогия может иметь эвристическое значение. Аналогия позволяет понять в каком направлении могут осуществляться исследования и в этом заключается ценность исследования. Аналогия, кроме того, может выступать в качестве иллюстрации, доказательства или объяснения различных процессов и явлений. Другими словами, мы пытаемся найти прообразы изучаемых явлений, при это прообразы могут быть либо реальными, либо искусственно конструируемыми ситуациями, конструирующими наглядные представления о ненаблюдаемых явлениях, что помогает понять их сущность. Более того, аналогия как перенос информации с одних объектов на другие является гносеологической основой моделирования. К аналогии исследователи могут обращаться с различными целями. Например, малопонятное сделать более понятным, представить абстрактное в более доступной, образной форме, конкретизировать отвлеченные идеи и проблемы и т.д. Аналогия позволяет говорить о том, что недоступно непосредственному наблюдению и является средством выдвижения гипотез. Аналогия может выступать методом решения исследовательских задач. Аналогия позволяет обобщать, систематизировать опытные данные и строить истинно научное здание. Аналогия, являясь вероятностным методом познания, тем не менее является средством решения проблемных ситуаций и учебных задач. Она является способом восприятия и передачи информации, позволяет осмыслить, как говорилось выше, недоступные восприятию человека явления, процессы, объекты. Аналогия выполняет прогностические функции, позволяя предвидеть и моделировать возможные результаты. Также аналогия широко используется в процессе обучения. Закончить реферат хотелось бы словами Роберта Оппенгеймера «…все идеи, которые рождаются здравым смыслом, достойны быть точкой отсчёта, не гарантированно рабочей, но более чем допустимой, и быть непосредственным материалом для построения аналогии, с которой всё и начинается».
Читать дальше
1. Батороев К.Б. Кибернетика и метод аналогий [Текст]: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 1974. 2. Беляев Е.А., Киселева Н.А., Перминов В.Я. Некоторые особенности развития математического знания [Текст]. – М.: Изд-во МГУ, 1975. 3. Ивин А.А. Логика. – М.: Знание, 1989. 4. Лебедев, С.А. Философия науки: учебное пособие для вузов/ С.А. Лебедев. — 2-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2021. 5. Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура [Текст] / Общ. ред. М.А. Дынника. – М.: Изд-во Политической литературы, 1955. 6. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 1. М., 2000. 7. Оппенгеймер Р., Речь «Аналогия в науке» 8. Уемов, А.И. Истина и пути ее познания [Текст]. – М.: Политиздат, 1975. 9. Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. 10. Энциклопедический словарь юного математика [Текст] / Сост. А.П. Савин. – М.: Педагогика,
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

реферат
Функции науки в жизни современного общества
Количество страниц:
12
Оригинальность:
86%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
реферат
Принцип фальсификации К. Поппера.
Количество страниц:
12
Оригинальность:
87%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Философия
курсовая работа
Организация работы зала самообслуживания в аптеке с открытой выкладкой в аптечной сети (на примере село Большая Соснова)
Количество страниц:
25
Оригинальность:
69%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image