Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития восприятия младшими школьниками художественных произведений …………………….6 1.1 Восприятие в психолого-педагогической литературе: сущность понятия, основные характеристики……………………………………………..6 1.2 Психолого-педагогические особенности восприятия младших школьников………………………………………………………………………..9 1.3. Особенности восприятия художественного произведения у детей младшего школьного возраста …………………………………………………11 Выводы по главе 1 ………………………………………………………………16 Глава 2. Экспериментальное исследование развития восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения …………………………………………………………..18 2.1 Выявление уровня сформированности восприятия художественных произведений у младших школьников ………………………………………...18 2.2 Выявление эффективности проведенной работы по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения ……….........................................................................25 2.3 Дидактическая практика по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения…..28 Выводы по главе 2……………………………………………………………….38 Заключение ………………………………………………………………………40 Список используемой литературы ……………………………………………..42

Работа в начальной школе по восприятию художественных текстов

курсовая работа
Педагогика
46 страниц
85% уникальность
2022 год
34 просмотров
Штебнер Т.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение …………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития восприятия младшими школьниками художественных произведений …………………….6 1.1 Восприятие в психолого-педагогической литературе: сущность понятия, основные характеристики……………………………………………..6 1.2 Психолого-педагогические особенности восприятия младших школьников………………………………………………………………………..9 1.3. Особенности восприятия художественного произведения у детей младшего школьного возраста …………………………………………………11 Выводы по главе 1 ………………………………………………………………16 Глава 2. Экспериментальное исследование развития восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения …………………………………………………………..18 2.1 Выявление уровня сформированности восприятия художественных произведений у младших школьников ………………………………………...18 2.2 Выявление эффективности проведенной работы по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения ……….........................................................................25 2.3 Дидактическая практика по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения…..28 Выводы по главе 2……………………………………………………………….38 Заключение ………………………………………………………………………40 Список используемой литературы ……………………………………………..42
Читать дальше
Актуальность исследования. Сегодня школа ориентирована на выявление, познание общих закономерностей читательской деятельности учащихся, что обеспечивает формирование личности ребёнка через творчески организованную учебную деятельность на уроках литературного чтения. Одним из путей формирования личности школьника является развитие младшего школьника как сознательного читателя, владеющего навыками осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, адекватно воспринимающего художественные тексты разных жанров и умеющего вести диалог с писателем. Многогранность восприятия художественной литературы не вызывает сомнений. Совершенствование читательской деятельности, подразумевающее формирование у детей умений полноценно воспринимать художественное произведение, определять и оценивать собственное отношение к прочитанному; развитие у младших школьников способности адекватно выражать собственные мысли посредством слова; формирование культуры чтение и расширение читательского кругозора. Результатом изучения курса «Литературное чтение» в начальной школе становится умение полноценно воспринимать прочитанное, высказывать и 6 обосновывать собственную точку зрения, эмоционально откликаться на содержание художественного текста. Проблема восприятия исследовалась многими отечественными и зарубежными учеными (И.


Мы делаем срочные курсовые работы на заказ в Омске , заполняйте форму на сайте.


.А. Зимняя, А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко, А.С. Штерн и др.). Однако следует отметить достаточно небольшое количество исследований, посвященных изучению непосредственного смыслового восприятия у детей младшего школьного возраста. Многие педагоги и психологи говорят о том, что интерес детей к слушанию литературных текстов постепенно снижается в силу доминирования иных источников информации, что снижает в целом развитие читательских и познавательных интересов в дальнейшем школьном обучении. Цель исследования – разработка и внедрение эффективных педагогических условий по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения. Объектом исследования процесс развития восприятия художественного произведения у детей младшего школьного возраста. Предметом исследования – психолого-педагогические условия, способствующие развитию у младших школьников восприятия в процессе слушания и чтения художественных текстов. В ходе работы нами решались следующие задачи исследования:  Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.  Рассмотреть особенности восприятия художественного произведения у детей младшего школьного возраста  Выявить эмпирическим путем уровень сформированности восприятия художественных произведений у младших школьников  Разработать и внедрить педагогические условия по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения  Вывить эффективность проведенной работы по развитию восприятия художественных произведений у младших школьников на уроках литературного чтения. Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы в контексте проблемы исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ организации и содержания образовательного процесса; наблюдение; беседа; количественный и качественный анализ полученных результатов. Теоретической основой исследования являются: теоретические положения о развитии смыслового восприятия детей младшего школьного возраста (И.А. Зимняя, В.А. Артемов, А.А. Смирнов, Н.И. Жинкин, А.А. Брудный и др.); теоретические положения о развитии у детей младшего школьного возраста восприятия литературных произведений (Л.М. Гурович, Н.С. Карпинская, О.И. Никифорова, Е.А. Флерина и др.). Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты опытно-практической работы следует быть использованы педагогами начальной школы в контексте развития у младших школьников восприятия художественных произведений. Экспериментальная база исследования: школа № 90 г. Тольятти. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, и приложений.

Читать дальше
Под восприятием понимается психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Под восприятием художественного текста в рамках данного исследования подразумевается волевой процесс, характеризующийся активностью субъекта и подразумевающий реализацию деятельности по внутреннему содействию и сопереживанию персонажам произведения, переносу «на себя» происходящих событий и осознанию смысла художественного текста. Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования позволяет выделить определенные особенности восприятия современных младших школьников:  слабая включенность воображения при достаточно сильной эмоциональной реакции читателя,  развитие конкретизации литературных образов,  фрагментарность восприятия, наличие тесной связи между уровнем техники чтения и полноценным восприятием художественного текста. Процесс восприятия младшими школьниками художественного произведения не происходит сам собой, от педагога требуется организовать систематическую работу в данном направлении с соблюдением определенных педагогических условий. По результатам проведения констатирующего этапа исследования можем отметить, что у детей экспериментальной и контрольной группы зрительное, слуховое восприятие, а также восприятие содержания художественного произведения развито недостаточно, что свидетельствует о следуетсти проведении целенаправленной работы с детьми с данном направлении. После проведения формирующего эксперимента с целью выявления эффективности проведенной работы, мы провели контрольный эксперимент. В экспериментальной группе после проведения опытно-практической работы выявлена существенная положительная динамика по всем показателям. Также можем констатировать следующие явные изменения в рамках процесса развития восприятия художественного произведения у детей экспериментальной группы. Дети в большинстве своем научились в ходе прослушивания текста обращать внимание на интонационные особенности говорящего, замечать логическое ударение и логические паузы. Проведенная работа способствовала и обогащению словарного запаса детей, активного и пассивного словаря. Также по итогам работы выявлено и совершенствование у детей умения определять смысловые нравственные особенности произведения, осуществлять моральные умозаключения, сопоставлять факты, вычленяя скрытый смысл подтекста, делать смысловые обобщения. Все это свидетельствует о явном прогрессе восприятия содержания и смысла художественного произведения, подтверждая эффективность проведенной практической работы. Таким образом, в результате опытно-практической работы выявлено влияние специально - организованных психолого-педагогических условий, способствующих развитию у детей восприятия в процессе слушания художественного текста. Цель исследования достигнута
Читать дальше
1. Белина Е.В. Особенности восприятия художественного текста современными младшими школьниками // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9-2 (51). С. 30-35. 2. Белина Е.В. Формирование культуры чтения художественного текста у учащихся на начальном этапе литературного образования // В сборнике: Текст культуры и культура текста Материалы IV Международного педагогического форума. Редколлегия: Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, О.Е. Дроздова [и др.]. 2017. С. 439-443. 3. Боякова Е.В., Стукалова О.В., Юдушкина О.В. Возможности приобщения дошкольников и младших школьников к словесному творчеству в процессе восприятия художественных текстов // Сибирский учитель. 2017. № 4 (113). С. 62-67. 4. Воюшина М. П., Кислинская С. А., Лебедева Е. А. и др. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 79 - 81 с. 5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2014. – 512 с. – С. 102- 154. 6. Джафарова Ж.А., Спиридонова Г.С. О восприятии лирического произведения младшими школьниками // В сборнике: Молодежь и наука XXI века. Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2017. С. 108-110. 7. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды в 2-х т. Т. I. Психическое развитие ребенка./ А.В. Запорожец. – М. : Директ-Медиа, 2008. – 34-36 с. 8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студентов вузов/ И.А. Зимняя. М.: Логос, 2014. ‒ 120 – 123 с. 9. Зимняя, И. А. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) / А.А. Зимняя. – М., 2016. – С. 80- 82. 10. Иванов Н.Н., Цивилева К.О., Волкова С.Н. Беседа по тексту в системе методов обучения младших школьников восприятию художественных произведений // В сборнике: Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. 2013. С. 271-276. 11. Кабатай Б.Т. Восприятие художественного текста младшими школьниками // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 24-26. 12. Константинова С.А., Власюк Д.В. Результаты экспериментальной проверки восприятия и понимания информационного текста в процессе чтения детьми младшего школьного возраста // В сборнике: Актуальные проблемы методики начального обучения и эстетического воспитания учащихся. Материалы IV республиканской научно-практической конференции. 2017. С. 78-80. 13. Колесникова Н.С. Особенности формирования у младших школьников художественного восприятия литературных произведений // В сборнике: Гносеологические аспекты образования Международный сборник научных трудов, посвящённый памяти профессора С.П. Баранова. Липецк, 2018. С. 280-283. 14. Колесова О.В., Краснова В.В. Особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками // В сборнике: Инновационное развитие современной науки: проблемы, закономерности, перспективы сборник статей V Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2017. С. 275-278. 15. Косоротова Н.Н., Ямалиева Е.В. Уровни восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2015. № 8. С. 106-110. 16. Казанкова С.В. Способы формирования у младших школьников навыка смыслового чтения // В сборнике: Ребёнок в языковом и образовательном пространстве сборник материалов Всероссийской webконференции с международным участием. 2017. С. 269-273. 17. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2017. – с. 119 - 128 18. Маранцман Е.К. Психологические особенности обучения художественному восприятию текста младшими школьниками // В сборнике: Ребенок в современном мире. Процессы модернизации и ценности культуры. Материалы XVIII Международной конференции. 2014. С. 448-452. 19. Маранцман Е.К. Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста // Герценовские чтения. Начальное образование. 2016. Т. 2. № 1. С. 80-85. 20. Микушова Т.П. Деятельностный подход к обучению литературному чтению младших школьников: учебное пособие для бакалавров / Т.П. Микушова. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2012. – с. 59 - 62 21. Назметдинова И.С. Работа с текстами большого объема в начальной школе в контексте деятельностного подхода // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2019. № 6-1. С. 30-35. 22. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы /О.И. Никифорова. ‒ М.: Книга, 2014. ‒ С. 129-134. 23. Нишанов, В.К. Типы художественных текстов и их восприятие / В.К. Нишанов // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 47. 24. Оморокова М. И. Чтение в начальных классах. Тула: Родничок, 2013. С. 93-96 25. Осницкий, А. Это удивительное восприятие // Записки психолога / А. Осницкий // Семья и школа. – 2014. – № 2. – С. 15-16 26. Первова Г.М., Ерошина Ю.Г. Методический мониторинг восприятия литературных произведений читателем // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 3 (119). С. 112-118. 27. Первова Г.М. Проблема освоения процесса чтения младшими школьниками // Научно-методическое обеспечение решения проблем воспитания, обучения и развития детей дошкольного (предшкольного) и младшего школьного возраста: материалы 3 Всероссийской научнопрактической конференции. Тамбов, 2012. С. 61-64. 28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии в 2-х т. / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Издательство : Питер, 2012. – С. 340-345 29. Рыжкова, Т. В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Т.В. Рыжкова. – М.: Изд. центр «Академия», 2013. ‒ С. 56-57 30. Строна С.П. Учет возрастных особенностей младшего школьника в процессе организации его читательской деятельности // В сборнике: Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. Сборник научных трудов. Под ред. Е. Г. Милюгиной. Тверь, 2016. С. 85-89. 31. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2013. – №1. – С. 11-16. 32. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. ‒ 14‒ е изд. – Ростов ‒ на ‒ Дону: Феникс, 2015. ‒ С. 32-33 33. Халилова Л.Б., Володина А.С. Стратегии смыслового восприятия текста младшими школьниками в условиях нормы и речевой патологии // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 12. С. 90-95. 34. Чиндилова О.В. Восприятие художественного текста читателями на разных этапах детства как педагогическая проблема // Начальная школа плюс До и После. 2010. № 7. С. 76-79. 35. Шкабура И.А. Педагогическая поддержка младшего школьника при обучении восприятию художественного текста // В сборнике: Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты // под ред. О. Л. Абросимовой, Н. Б. Анциферовой, Л. В. Бутыльской, Л. В. Вороновой, Т. В. Воронченко, М. И. Гомбоевой и др. – М., 2012. С. 126-129. 36. Шишкина Л.Ю. О восприятии произведений художественной литературы младшими школьниками // В сборнике: Актуальные вопросы теории и практики педагогической науки. Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. 2016. С. 12-15. 37. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин; под ред. В.В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М.: Педагогика,., 1989. – 211-213 с. 38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL: https://минобрнауки.рф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf. ( дата обращения 20..02.2022)
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Анализ финансово хозяйственной деятельности
Количество страниц:
40
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономика
курсовая работа
Мини-завод по производству товарного бетона
Количество страниц:
50
Оригинальность:
68%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Экономический анализ
реферат
Особенности русской изобразительной рекламы (лубок)
Количество страниц:
27
Оригинальность:
82%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История рекламы
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image