В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Аудит – это очень сложный процесс, и важность аудиторов как жизненно важного звена в цепочке финансовой отчетности никогда не была более важной, а их роль в качестве надежных консультантов – более ценной.
За период с 2016 по 2020 г. на рынке аудиторских услуг наблюдались следующие тенденции: сокращение общего количества индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций лет на 15,78%, концентрация аудиторов в Центральном ФО на уровне 47-48%, в то время как в других субъектах РФ данная цифра не превышает 15%, снижение общего объема услуг, оказываемых аудиторскими организациями, изменение структуры услуг, оказываемых аудиторскими организациями в пользу сопутствующих аудиту и прочих совместимых с аудитом услуг. После внедрения ратифицированных МСА в практику российских организаций с 2018 г. начинается переходный период, в ходе которого предполагается укрепление аудита в финансовой сфере, а также преодоление указанных выше негативных тенденций.
Проведен сравнительный анализ действовавших ранее федеральных стандартов аудита и внедряемых в настоящее время международных стандартов. Сравнение проведено по двум группам стандартов: регламентация аудиторской деятельности в целом и процедуры проведения проверок.
В целом наблюдается преемственность наиболее значимых стандартов с различной степенью детализации раскрываемой в них информации, при этом международные стандарты более систематизированы и структурированы. Для международных стандартов характерна ориентированность на раскрытие положений, связанных с миссией аудиторской деятельности, правовых аспектах и роли аудита в мировых бизнес-процессах, включая оценку возможных рисков. Федеральные стандарты имели более практическую направленность с описанием применяемых процедур и инструментов, а также с элементами контрольных функций.
Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 оказало беспрецедентное влияние на все сферы экономики, однако, на рынок авиаперевозок – в особенности. Закрытие международных границ, сокращение количества внутренних рейсов, введение множественных ограничений на осуществление перелетов ознаменовало авиаотрасль как одну из наиболее пострадавших в результате пандемии. Безусловно, распространение коронавирусной инфекции оказало существенное воздействие на результаты финансово-экономической деятельности лидера российского рынка авиаперевозок ПАО «Аэрофлот».
Влияние снизившегося спроса негативно отразилось на всех показателях авиакомпании, за малым исключением. За прошедший год сократилась на 58% прежде перманентно растущая выручка, значения всех видов прибыли предприятия стали отрицательными (что, соответственно, сказалось и на показателях рентабельности), снизился почти в 2 раза коэффициент концентрации собственного капитала из-за полученного чистого убытка в 96,5 млрд. руб. (впервые с 2015г.), при этом увеличились долгосрочные и краткосрочные займы и кредиторская задолженность, что создало опасную ситуацию с возникновением вероятности нехватки у компании собственных средств для ответа по возросшим обязательствам. Сильно замедлились показатели оборачиваемости активов, денежных средств и дебиторской и кредиторской задолженностей, что неминуемо повлечет за собой привлечение в оборот авиакомпанией дополнительных средств.
Показатели операционной деятельности ПАО «Аэрофлот» такие, как пассажиропоток, пассажирооборот, процент занятости кресел, налет авиапарка, количество выполненных рейсов, также потерпели упадок – в среднем, на 50-60%. Однако, было отмечено и положительное влияние пандемии на некоторые показатели ПАО «Аэрофлот».
Так, за 2020г. выросли коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности авиакомпании, что было обусловлено увеличением оборотных активов в результате сильного «скачка» денежных средств. По итогу значения последних двух коэффициентов находятся в пределах норматива по отрасли, а значение первого – до сих пор еще несколько ниже необходимого (1,2 при норме 1,4). Зафиксирован рост также и среди показателей финансовой устойчивости авиапредприятия.
В результате роста долгосрочных обязательств (по причине полученного займа и пролонгации кредиторской задолженности по согласованию с контрагентами) и снижения величины собственного капитала достигнут норматив коэффициента финансового левериджа впервые за долгое время – т. е. соотношение источников финансирования деятельности компании теперь стало на 20% по сравнению с предыдущим годом. Также стоит отметить, что изменилось соотношение средств в расчетах – если до пандемии дебиторская задолженность компании превышала размер кредиторской, то в 2020г. ситуация стала противоположной. Этот факт является положительным для ПАО «Аэрофлот», так как кредиторская задолженность представляет собой, по сути, условно-бесплатный источник финансирования деятельности. Вследствие того, что ПАО «Аэрофлот» выступает национальным перевозчиком с контрольной долей государства в капитале, а также входит в список системообразующих компаний, авиапредприятию были в приоритетном порядке оказаны различные меры государственной поддержки.