Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Становление университетов в Западной Европе…………………...…6 1.1. Предпосылки и причины возникновения университетов.............................6 1.2 Пути возникновения университетов .............................................................11 Глава II. Университетская жизнь в XII-XV века................................................20 2.1 Организационные аспекты функционирования «studium generale» в сравнении с другими средневековыми корпорациями (ремесленным цехом и купеческой гильдией)............................................................................................20 2.2 Постановка образовательного процесса в университете западной Европы………………………………………………………………..…………..29 Заключение……………………………………………………………………….39 Список использованной литературы………………………...…………………41

Первые университеты западной Европы

курсовая работа
Педагогика
40 страниц
92% уникальность
2022 год
17 просмотров
Вейнберг Л.
Эксперт по предмету «Педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение...................................................................................................................3 Глава 1. Становление университетов в Западной Европе…………………...…6 1.1. Предпосылки и причины возникновения университетов.............................6 1.2 Пути возникновения университетов .............................................................11 Глава II. Университетская жизнь в XII-XV века................................................20 2.1 Организационные аспекты функционирования «studium generale» в сравнении с другими средневековыми корпорациями (ремесленным цехом и купеческой гильдией)............................................................................................20 2.2 Постановка образовательного процесса в университете западной Европы………………………………………………………………..…………..29 Заключение……………………………………………………………………….39 Список использованной литературы………………………...…………………41
Читать дальше
Средневековые университеты были уникальным историческим феноменом. Как гласит одна арабская пословица: «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов». В связи с этим, средневековый университет есть продукт своего времени, а именно типичное средневековое объединение – корпорация. Таким образом, актуальность исследовательской работы заключается в определении статуса средневекового университета как органичной части европейского социума XII-XV веков. Между 1992-2011 годами была опубликована четырёхтомная энциклопедия по истории университетов от Средневековья до современности. Инициаторами ее создания выступили ученые Ассоциации европейских университетов. Первый ее том посвящён истории университета в Средние века.


Пишем диссертации на заказ стоимость в Перми можете узнать на сайте Work5.


Его структура включает четыре раздела, авторами которых стали ученые-специалисты В. Роуг, Ж. Верже, А. Геншир, Х. Ридер-Сименса и др. Первый раздел знакомит читателя с университетом как институтом своего времени. Второй посвящен структуре и отношениям университета с властями. Третий – "студентам", их образованию, деятельности и карьере. Четвертый – отдельным областям "обучения", преподаваемым в университете (теологии, медицине, праву и свободным искусствам). Таким образом, основной подход направлен не столько на освещение истории отдельных университетов, сколько на характер и историческую траекторию данного института в целом. Большой пласт составляют источники грамоты, указы, распоряжения, которые содержатся в сборнике «Документы по истории университетов Европы XII-XV вв.» под реакцией Г. И. Липатниковой. Он состоит из пяти тематических разделов, которые позволяют проследить общие закономерности развития средневековых университетов, специфику их организации и деятельности. В первом разделе подобраны документы, характеризующие предпосылки и причины возникновения университетов. Второй раздел посвящён отношениям к университету со стороны светских и церковных властей. Третий «Организационная структура» содержит ценный источник – статусы Пражского университета (XIV век), знакомящие со структурой средневековых университетов, их корпоративным характером. Источники четвертого раздела дают представление о содержании и организации учебного процесса в средневековых университетах. Последний раздел выходит за рамки данной темы. К источникам литературного характера можно отнести письма, автобиографии, рассказы и т.д. Эпистолярная автобиография средневекового философа П. Абеляра «История моих бедствий» содержит не только описание трудного жизненного пути ее автора, но и дает представление о состояние школьного образования в XI-XII веках, ведь именно на базе школ позднее возникнут первые университеты. Цель исследования: рассмотрение западноевропейского университета XII-XV веков как образовательной корпорации периода Средневековья. Объектом исследования является университет как часть культурного пространства Западной Европы в эпоху классического Средневековья. Предметом исследования выступают корпоративные черты и характеристики средневекового западноевропейского университета. Задачи исследования: 1) исследовать становление западноевропейских университетов в период классического средневековья; 2) проанализировать университетскую жизнь XII-XV веков и сравнить ее устройство с устройством других средневековых корпораций; 3) определить степень включения проблематики темы в школьный курс Всемирной истории в соответствии с Историко-культурным стандартом. Теоретико-методологической основой исследования. В работе находят отражение главные методологические принципы современной исторической науки. Принцип историзма предполагает рассмотрение событий и явлений в контексте той исторической эпохи, когда они происходили. Принцип целостности требует изучения любого объекта историчного процесса в системе взаимосвязанный элементов исторического знания и причин, детерминирующих его изменения. Проведенное исследование базируется на следующих специально-исторических методах: структурно-системном и сравнительно-историческом. Структурно-системный метод обеспечивает изучение средневекового университета как целостной системы, состоящей из множества взаимодействующих элементов. Сравнительно-исторический метод занимает особое место в данном исследовании. Он позволяет вывести общие черты и специфику организации «studium generale» с другими средневиками корпорациями. Также в работе нашли свое применение логические методы, такие как анализ, синтез, дедукция, классификация, абстрагирование и др. Хронологические рамки исследования определяются периодом классического Средневековья (XI-XV вв.). XI век является нижней хронологической границей, именно в это время складываются предпосылки и причины появления нового звена в системе средневекового образования – университетов. Верхняя хронологическая граница ограничена XV веком и связана с завершением классического средневековья и наступлением нового периода – Возрождения (Позднего Средневековья), которое внесло большие изменения в университетское устройство и организацию обучения. Территориальные рамки исследования охватывают Западную Европу. Зародившись почти одновременно во Франции и Италии, университеты распространились по всей территории Западной части Европы. Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в недостаточной изученности корпоративной составляющей средневековых западноевропейских университетов в отечественной исторической науке. Практическая значимость заключается в возможности применения результатов исследования в учебном процессе в общеобразовательной школе. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списком использованной литературы

Читать дальше
На основании проведенного исследования были сформулированы следующие выводы: Становление Средневекового университета в XII-XIII веках стало возможным во многом в силу развития урабанизационных процессов, развернувшихся в Западной Европе. Города, как центры экономической и культурной активности, смогли создать необходимые условия для жизни и деятельности магистров и школяров. Складыванию нового типа образования способствовали и другие факторов. Среди них были отмечены: распространение латыни, создание массы городских школ, обращение к трудам эпохи Античности и т.д. Непосредственными причинами появления университетов явились стремление студентов и магистров к объединению для защиты своих прав и интересов, а также потребность государства, церкви и общества в квалифицированных специалистах в областях теологии, права, медицины. Сам процесс возникновения протекал в трех формах. Первый путь связан с длительным превращением старых монастырских, соборных и городских школ в полновесный университет. Он был характерен для четырёх старейших университетов: Болонья, Монпелье, Париж, Оксфорд. Второй путь представлял собой издание светскими или церковными властями официального документа об основании университета в определённом городе. Эти учебные заведения имели точную дату своего возникновения. Третьим путем является переселение студентов и магистров в другой город, в результате конфликта с местными властями. Содержание своей деятельности средневековые университеты почерпнули из Античности: перечень и иерархию дисциплин, научные достижения великих греческих и римских мыслителей, своего времени: схоластический характер преподавания, формы организации занятий и напряжении Средних веков мало стремились к нововведениям и модернизации. Университетом в Средние века именовали любое корпоративное объединение: города, цехи, гильдии. Применительно к союзам школяров и магистров правильнее употреблять словосочетание «studium generale», т.е. всеобщая школа. Она была продуктом своего времени – типичной средневековой корпораций, имевшей общие черты с другими средневековыми объедениями – ремесленным цехом и купеческой гильдией. Во-первых, цель создания, которая заключалась в защите своих прав, интересов и независимости. Во-вторых, горизонтальный, клятвенный характер связей между ее членами, характеризовавшийся взаимностью прав и обязанностей. В третьих, структура, предполагавшая наличие выборного главы, общий коллегиальный орган управления делами корпорации (собрание), специализацию деятельности и градацию членов. В четверых, привилегии (независимое судопроизводство, защита, освобождение от налогов и т.д.), дарованные светскими и духовными властями, в лице папы, императора, князя, управителей городов. В пятых – атрибутика в виде индивидуальной символики и общих мероприятий разного рода и типа. Таким образом, жизнь каждого члена корпорации – социально-экономическая, производственная, бытовая, политическая, духовная – протекала в рамках данного объединения. Обучение в университете предполагало передачу научных знаний. Общеизвестный факт: женщины участвовали в цеховом производстве и делах купеческой гильдии, но не могли получить университетское образование на всем протяжении периода Средних веков. Исходя из этого, можно назвать средневековый университет особой «образовательной корпорацией». Таким образом, университеты дошли до настоящего времени, органично вписались в современный мир, но для этого им пришлось потерять многие свои первоначальные черты, а главное – свой средневековый корпоративный дух.
Читать дальше
1. Барнетт Р. Осмысление университета // Теоретические вопросы образования: Христоматия / М. А. Гусаковский. – Минск: БГУ, 2013. – С. 5-30. 2. Глаголева Е.В. Повседневная жизнь европейских студентов от Средневековья до эпохи Просвещения / Е. В. Глаголева. – М.: Молодая Гвардия, 2014. – 317 с. 3. Душин О.Э. Средневековые университеты: у истоков европейского высшего образования / О.Э. Душин // Вестник СПбГУ. – 2013. – № 2. – С. 26-31. 4. Жильсон Э. Философия в средние века / Э. Жильсон. – М.: Культурная революция, 2010. – 678 с. 5. Кареев Н.И. История Западной Европы в новое время / Н.И. Кареев. - М.: Нобель Пресс, 2019. – 543 c. 6. Карнаух Н.В. История подготовки преподавателей России в XIX веке / Н.В. Карнаух. – М.: ИНФРА-М , 2017. – 150 с. 7. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с. 8. Леонова Т.А. Материальная культура Западной Европы в контексте истории повседневности Средневековья / Т.А. Леонова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2013. – №5. – С. 112-122. 9. Нехай С.Б. Истоки формирования корпоративного права Западной Европы / С.Б. Нехай // Общество и право. – Краснодар: 2012. – №5(42). – С. 115-119. 10. Огольцова Е. Г. Зарождение университетского образования в Западной Европе / Е. Г. Огольцова, А. А. Теплищева, П. С. Шуликова // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 246-252. 11. Практикум по истории экономики / под ред. И.В. Будцина. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017. – 199 с. 12. Свидерская М.И. Западная Европа. XVI век. Цивилизация, культура, искусство / М.И. Свидерская. – М.: РГГУ, 2016. – 779 c. 13. Суворов Н.С. Средневековые университеты / Н.С. Суворов Изд.2-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 256 с. 14. Филиппов С.Н. Западная Европа / С.Н. Филиппов. – М.: Книга по Требованию, 2015. – 389 c. 15. Чертовских О. О. Историко-педагогические основы системы университетского образования Великобритании / Вестник МГИМО Университета. – 2013. – 281 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

курсовая работа
Методы повышения качества товаров и услуг 
Количество страниц:
55
Оригинальность:
92%
Год сдачи:
2022
Предмет:
Менеджмент
реферат
Портрет в системе жанров живописи XVIII в. Творчество Ф.С. Рокотова.
Количество страниц:
15
Оригинальность:
78%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История культуры
курсовая работа
Быт и обычаи французской аристократии в позднее средневековье»
Количество страниц:
30
Оригинальность:
63%
Год сдачи:
2022
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image