ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ГРЕЦИИ V ВЕКА 5
ГЛАВА 2. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ СОФОКЛА 11
2.1 Жизненный и творческий путь Еврипида 13
2.2 Еврипид и философские течения его времени 15
ГЛАВА 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА ЕВРИПИДА И ХАРАКТЕР КОНФЛИКТА В ЕГО ТРАГЕДИЯХ 20
ГЛАВА 4. СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОФОКЛА 26
ГЛАВА 5. СВЯЗЬ МЕЖДУ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЕВРИПИДА 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЯ 31
Читать дальше
Так в чем же всё-таки было новаторство Еврипида? Почему современники, воспитанные на драматургии Софокла, не смогли в полной мере оценить новаторство драматурга?
Важным отличием трагедий Еврипида от его современников было изображение людей такими, какие они есть, с присущими им слабостями, пороками, взлетами и высотой духа. Еврипид отлично это понимал и видел все человеческие пороки, не стесняясь показывать их зрителями, дабы они на минуту отвлеклись и взглянули на себя со стороны, поставили себя на место одного из персонажей трагедии.
Еврипида интересуют не столько действия героинь, сколько мотивация их поступков. Он хотел бы понять и оправдать их. Будучи максимально объективным в рамках своих трагедий, Еврипид сам не формулирует мораль, оставляя это на читателя и его мировоззрение. Еврипид первый в античной трагедии изобразил любовь как силу страсти, захватывающую человека полностью.
Помимо этого, самих действий в драматургии Еврипида очень мало, все сведено к минимуму, ведь главным тут являются чувства и мотивация к поступкам персонажей. Используя традиционные мифологические сюжеты, он находил трактовки, позволявшие выразить глубочайший трагизм человеческих судеб, проникнуть в душу героев, раскрыть темы, волновавшие афинское общество его времени: участь человека и влияние на неё богов; верность, дружба, ложное и истинное благородство; судьба женщин, рабов, побеждённых; защита слабых и обездоленных. Важным моментом было введение чувств и эмоций рабов, которым зрители тоже могли сопереживать, несмотря на их статус. Это все выделяло Еврипида и делало его трагедии отличными от драматических постановок его соратников.
Рассмотрев и изучив творчество и биографию Еврипида и Софокла, мы смогли выделить характерные черты произведений Еврипида на фоне произведений его современника Софокла. Сопоставив историческую реальность с художественным миром двух трагиков мы сделали выводы, что их творчество, подход к изображению персонажей разнился, несмотря на то, что они жили в одно время и учились у одних и тех же мыслителей. Используя одинаковые сюжеты, их работы не были похожи, так как Еврипид обращался к глубинной сути человеческих душ, в то время как Софокл исследовал больше божественное вмешательство и общую обстановку в трагедиях Древней Греции.
Цель курсовой работы можно считать достигнутой.
Читать дальше
1. Античный мир. Проблемы истории и культуры: сборник статей к 65-летию Э. Д. Фролова / Ред. И. Я. Фроянов. — СПб., 1998. - 460 с.
2. Аристотель. Риторика. Поэтика / Н. Никитенко. – М.: Лабиринт, 2000. – 224 c.
3. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1 / И.Д. Рожанский. – М.: Мысль, 1981. – 613 c.
4. Васильева Т.В. Комментарии к курсу истории античной философии / С.А. Савин– М.: АСТ, 2002. – 452 c.
5. Греческая философия. Т. I / М. Канто-Спербер. – М.: Греко-латинский кабинет, 2006. – 499 c.
6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / А. Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1979. – 574 c.
7. Еврипид. Полное собрание трагедий в одном томе. М.: Альфа-книга, 2017. – 1130 c.
8. Софокл. Трагедии / Н.М. Подземская. – М.: Искусство, 1979. – 454 c.
9. Радциг С.И. История древнегреческой литературы: учебник. — 5-е изд. — М.: Высш. школа, 1982. – 487 с.
10. Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли / И.Я. Фроянов. – Л.: ЛГУ, 1981. – 440 c.
Читать дальше